Тем не менее есть все основания предполагать, что внимательный взгляд кремлевских аналитиков заставил главу государства изрядно усомниться и в губернаторской верности, и в успехах областного хозяйства. Недаром во время недавнего визита в Москву Валерий Павлович был демонстративно принят лишь на следующий день, и его разговор с президентом, по имеющимся данным, никак нельзя было назвать приятным.
ДУТОЕ ЧУДО
Даже беглый взгляд на областную статистику показывает, что экономический рост достигается почти исключительно за счет строительства угольных и нефтяных терминалов, а также открытия в регионе филиалов нескольких крупных американских компаний. Но тогда сразу встает вопрос: при чем тут Сердюков? Ведь и угольный порт в Усть-Луге, и нефтяные в Приморске и Высоцке – это федеральные программы, начатые задолго до появления в регионе бывшего партработника из Воркуты.
Похожая ситуация складывается и с областными предприятиями фирм «Филипп Моррис», «Форд» и «Катерпиллер». Договор об их строительстве был заключен еще предшественником Сердюкова Вадимом Густовым и относить случившееся к заслугам нынешнего главы можно лишь с большой натяжкой. Кроме того, проверка Контрольно-счетной палаты показала, что тот же «Катерпиллер» порой поглощает федеральные ресурсы куда более ретиво, чем пополняет бюджет, о чем с удовольствием сообщила читателям газета «Новости Ленинградской области».
Помимо этого встает вопрос: является ли та же налаженная в области сборка «Фордов» чем-то иным, кроме как своеобразным вариантом растаможки? Если учитывать, что все вышедшие отсюда машины идут исключительно на внутренний рынок России, такая версия кажется вполне обоснованной. Да и слухи о том, что изрядная часть «Фордов» поступает на завод даже не в виде деталей, а практически в готовом виде, ей вполне соответствуют. Есть подозрения, что и налог с такого «производства» реально почти не отличается от таможенных сборов за ввоз в Россию аналогичного количества машин. Согласитесь, что на инвестиционный бум, о котором не устают трубить сердюковские агитаторы, похоже мало. А президент, по имеющимся данным, от такой статистики обычно приходит в чрезвычайно дурное расположение духа.
Говорят, что Путин особенно разозлился, узнав из газет о причислении роста производства филиппморрисовских сигарет к достижениям пищевой промышленности. Некоторые даже утверждали, что Владимир Владимирович весьма одобрительно отнесся к предложению журналистов заставить Сердюкова и его главного экономического гения Григория Дваса питаться исключительно штатовским куревом. Тем более что разрекламированный переход области из дотационных регионов в доноры, как оказалось, произошел даже не столько за счет федеральных программ, сколько за счет алкогольно-табачных акцизов. Когда же эти нехилые деньги оказались, согласно новому законодательству, выведены под Центр, сердюковская вотчина вылетела из доноров со скоростью пробки от шампанского.
КОСИТ НАЛЕВО, КОСИТ НАПРАВО...
Крайнее недовольство Кремля вызвали некоторые политические связи Сердюкова. Многим не нравилось, что Валерий Павлович неявно, но стабильно демонстрирует симпатии партиям, близким к неприятным для режима олигархам. Речь здесь идет прежде всего о КПРФ и СПС, в числе благодетелей которых наряду с президентом ЮКОСа Михаилом Ходорковским неоднократно называли и ленинградского губернатора.
Так, совсем недавно важнейший пост главы областной избирательной комиссии не без помощи административного ресурса занял выходец из партии Зюганова Владимир Журавлев. Еще раньше представителем обладминистрации в Совете Федерации стал близкий к СПС и лично к Чубайсу бывший руководитель аппарата правительства Сергей Васильев. Опять-таки лично Сердюков, не жалея сил, пытался протолкнуть в спикеры Законодательного собрания области единственного избранного туда от «правых сил» депутата Юрия Страхова.
Особенно большой скандал вызвало прошлогоднее избрание в Совет Федерации представителя областного парламента. В день выборов Валерий Павлович как будто специально не явился в зал заседания, оставив бывшего путинского сослуживца Олега Сафонова без поддержки. В результате заранее обработанные депутаты большинством голосов избрали в сенат бывшего главного приватизатора, а ныне начальника штаба Альфреда Коха. Убирать его пришлось срочно с помощью явно притянутого за уши судебного решения, и вся эта история отнюдь не прибавила любви к Сердюкову питерских чекистов.
Зато со стороны «чубайсоидов» и «зюганозавров» интимные чувства к Палычу были обеспечены. СПС на последних выборах областного ЗакСа даже снял часть своих кандидатов в пользу «списка Сердюкова», а КПРФ собирается в открытую поддержать губернатора 21 сентября.
ОБИДА АЛЮМИНИЕВЫХ ПАПИКОВ
Но как ни приятна могла быть губеру лесть областных политиканов, она не могла даже отчасти компенсировать его ухудшавшиеся отношения с влиятельными кругами бизнеса. Ходили слухи, что водочно-целлюлозный король Северо-Запада Александр Сабадаш не слишком доволен прохладным отношением администрации к своему проекту строительства во Всеволожске завода алюминиевого проката. В свою очередь, главный алюминиевый магнат России Олег Дерипаска, по ряду сведений, не встретил понимания Сердюкова, когда начал операцию по перехвату лесного бизнеса своего «заклятого друга», босса корпорации «Илим Палп» Захара Смушкина. Ну а чувства, которые испытывал к Валерию Павловичу глава петербургского «Промстройбанка» Владимир Коган, в комментариях даже не нуждались. Ну что может думать крупнейший финансист региона о губернаторе, при котором выходцы из его банка перестали входить в областное правительство со всеми вытекающими отсюда последствиями!
Последствия буржуйского неудовольствия дали себя знать очень скоро. Еще недавно послушное Сердюкову Законодательное собрание внезапно взбунтовалось и нанесло губернатору несколько весьма чувствительных оплеух. Провалился продвигаемый администрацией в спикеры Страхов. Еще раньше не смог стать председателем Контрольно-счетной палаты близкий к Палычу отставной кагэбэшник Евгений Петелин. Неожиданно для исполнительной власти на этом посту оказался бывший глава Кировского района Александр Васильев, чьи доклады о подлинной экономической ситуации в области рисовали картину, весьма далекую от дежурных восторгов областного официоза.
Если информация насчет объединения всех вышеупомянутых персонажей с главным конкурентом Сердюкова, его предшественником Вадимом Густовым, соответствует действительности, положение губернатора может стать весьма незавидным. Не прибавляют ему оптимизма и слухи о сохранившихся с петербургских времен особых отношениях Сабадаша и Когана с главой государства. Да и версия о покровительстве Густову также весьма близкого к президенту спикера Совета Федерации Сергея Миронова тоже явно работает против него.
Пожалуй, последним шансом Валерия Павловича сохранить свое кресло могут стать еще меньшая приемлемость для Кремля Вадима Густова и одиозность репутации других критиков администрации. Ведь каким бы слабым руководителем ни являлся Сердюков, едва не обанкротивший область и с треском продувший Палычу выборы Густов может запросто довести регион до социального взрыва. Поскольку плоды хозяйствования Густова были широко освещены телевидением, у Валерия Павловича сохраняется возможность убедить Кремль, что его персона в нынешней ситуации все же меньшая из зол.
|