ШАМАН В ПОГОНАХ
Это случилось 24 октября 1995 года. По оперативным данным, поступившим в штаб федеральных войск в Чечне, несколько десятков боевиков захватили аэропорт «Слепцовск» в соседней Ингушетии. Для проверки информации в Ингушетию вылетела группа спецназа во главе с тогда еще полковником Владимиром Шамановым. Практически сразу после посадки вертолета спецназ открыл стрельбу на поражение по водителям машин, которые пытались скрыться. Один человек от полученных ранений скончался, еще трое получили тяжелые ранения. Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело 29/00/003495 сначала по статье 102 УК РСФСР «Убийство». Начальник 6-го управления ГВП генерал-майор юстиции Виктор Шеин 24 февраля 1998 года докладывал руководству: «Расследованием установлено, что руководитель операции в аэропорту «Слепцовск» полковник Шаманов В.А. должным образом проведение операции не организовал, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также смерть по неосторожности человека, то есть в его действиях имеется состав преступления, предусмотренного частью 2 статьи 293 УК РСФСР, – халатность, повлекшая по неосторожности смерть людей или иные тяжкие последствия».
Но никто из военнослужащих в тюрьму не сел – статья стала «легкой», и все попали под амнистию от 12 марта 1997 года. А сам Шаманов вместо наказания получил генерал-майора.
НАЙТИ СОРТИРЫ
«До унитазов, как поставил нам задачу премьер-министр в Грозном, мы доберемся, а как – это наши проблемы», – так говорил журналистам в начале второй чеченской кампании генерал-майор Владимир Шаманов. Именно вторая война стала плацдармом для молодого и очень амбициозного генерала. Он был назначен командующим Западной группировкой федеральных войск, входивших в Чечню со стороны Ингушетии и Осетии. Тогда и поссорились два генерала – Шаманов и Геннадий Трошев, командовавший Восточной группировкой, заходившей из Дагестана.
Их разногласия старались не выносить на публику, но в группировке все, вплоть до рядового солдата, знали о них. Неприязнь доходила до того, что два генерала не могли согласовать между собой планы совместных операций. Причина, скорее всего, была проста – борьба за благосклонное внимание тогда еще и.о. президента Путина и соответственно новые назначения, звезды на погоны и на грудь. Различались и методы ведения войны. Трошев, которому, честно говоря, достались более спокойные районы, старался не давить населенные пункты огнем, а уговаривал старейшин сдавать их без боя. При этом боевики не уничтожались, а уходили. Так, например, был взят Гудермес. На фоне уцелевших домов Трошев позировал перед телекамерами и говорил, что «воевать надо мирно». Шаман же, как называли Владимира Анатольевича в войсках, сносил аулы до фундамента, не жалея ни снарядов, ни жизней местных жителей и своих подчиненных. Не раз в узком кругу лично преданных ему офицеров он говорил, что «победить здесь можно только одним способом – закатать в асфальт всю Чечню вместе с «чехами». Свою позицию он подтвердил делами в конце декабря 1999 года, когда его подчиненные устроили массовое уничтожение жителей села Алхан-Юрт. Тогда погибло более 40 человек, были разрушены практически все дома. Однако проведенное сотрудниками Генпрокуратуры следствие списало их гибель «на тяжелые бои, в которых могли погибнуть мирные жители». То, что Шаманов лично был в Алхан-Юрте и не останавливал, а скорее подбадривал своих подчиненных, говорили многие жители села. Дело опять замяли. В том же декабре Шаманов был представлен к «Золотой Звезде» Героя России, которую благополучно получил.
ПИАР НА «ВОЛКАХ»
Штурм Грозного в январе–феврале 2000 года затягивался. Число погибших солдат и офицеров, хотя его тщательно скрывали от прессы, неуклонно росло. Командование группировки – генералов Казанцева, Трошева, Шаманова – не пинал только ленивый. Из Москвы требовали скорейшего взятия города-символа – близились выборы президента России. Грозный был полностью окружен, но в развалинах скрывалось порядка двух-трех тысяч боевиков, и стянуть кольцо было невозможно. Но и боевики не могли вырваться из мертвого города. По официальной версии, тогда и был разработан план операции «Охота на волков». Суть его заключалось в том, чтобы дезинформировать боевиков о «случайно оставленном коридоре», по которому можно безопасно уйти в южные районы Чечни. Спустя несколько дней Шаманов бодро докладывал с экранов телевизоров: уничтожены практически все боевики, тяжело ранен неуловимый Басаев, Грозный наш, ура!
«Мы стояли как раз на стыке этого так называемого коридора. Нас никто ни о чем не предупреждал, не говорил ни о какой операции. Да и не только нас – командиры тоже ничего не знали. Только когда боевики начали рваться на минах, тогда мы их обнаружили и из минометов накрыли, – рассказал бывший сержант-контрактник Алексей Баев. – Потом Шаман выступает, говорит – «Охота на волков». Да не было никакой охоты, мы эти квадраты даже не пристреливали. Если бы все по уму было, никто бы не ушел. Хотя погибло их, конечно, прилично».
По официальным данным, в ходе «Охоты на волков» погибли порядка 600 человек, а боевиков в Грозном было гораздо больше. Куда делись остальные – ушли или растворились среди местных жителей, – на фоне победы спрашивать у Шаманова никто не захотел. Интересно, что докладывающий об успехе Владимир Шаманов не был автором операции. Идея принадлежала командующему Северной группировкой генерал-лейтенанту Владимиру Булгакову. Но именно Шаманов получил генерал-лейтенантские погоны и должность командующего 58-й армией.
ШАМАН В ГАЛСТУКЕ...
В марте 2000 года стало ясно, что командующий Северо-Кавказским военным округом Владимир Казанцев, который покровительствовал Шаманову, уходит на должность представителя президента в Южном округе. Командующим непременно будет назначен «заклятый друг» Геннадий Трошев. Надо было искать новое место службы. И Шаманову предложили занять пост командующего Московским округом внутренних войск. Но его переход в МВД так и не состоялся. 5 апреля 2000 года Шаманов отозвал свой рапорт о переводе. По некоторым данным, сделал он это после разговора с начальником Генштаба ВС Анатолием Квашниным.
В августе 2000 года Шаманов объявил о намерении баллотироваться на пост губернатора Ульяновской области. А уже 24 декабря он одержал убедительную победу. В первом же туре за него проголосовали более половины избирателей – 56%. За его ближайшего соперника, действующего губернатора Юрия Горячева, отдали голоса около четверти избирателей. Звание Героя России, харизма, четко и жестко сформулированные слова о врагах народа вообще и ульяновцев – в частности, а также имидж чеченского победителя заставили избирателей, а главное, избирательниц отдать свои голоса ему. Генерал-губернатор, положив твердую руку на Конституцию, пообещал навести порядок в одном из самых отсталых регионов России.
ТАКОЕ ВОТ КИНО
В марте 2001 года состоялось первое крупное объяснение – с начальником областного УВД, которого генерал обвинил в неумении и нежелании выполнять свои обязанности. Затем Шаманов перетряхнул практически всю верхушку администрации. Приходили и уходили люди, которых рекомендовали генералу руководители КПРФ и Анатолий Чубайс – именно они помогали Шаманову на выборах. А в области ничего не менялось. Имя генерала оказалось в центре многочисленных имущественных скандалов.
Первую команду Шаманову помогал создавать Никита Михалков, который поддерживал Шаманова на выборах. Партнер Михалкова Сергей Ильинский получил пост вице-губернатора по продовольствию и торговле. Зять «нашего всего», муж его дочери Анны Никитичны Альберт Баков, стал полпредом области при правительстве России. Близкого знакомого режиссера по Союзу кинематографистов и Фонду культуры Дмитрия Пиорунского Шаманов назначил своим советником. Советником же был назначен и еще один сотоварищ Михалкова – Михаил Миримский.
Во главе наиболее привлекательных предприятий региона группа Михалкова посадила своих людей. Гендиректором ОАО «Симбирск-мука» стал некто Сергей Котелевский, родной брат соратника Никиты Михалкова по кинематографическим делам Александра Котелевского. Из ОАО «Продовольствие» был изгнан сын экс-губернатора Олег Горячев, а его место занял товарищ Ильинского и Котелевского – Игорь Медведев. Гендиректором «Ульяновскрастмасло» был назначен московский приятель Медведева Владимир Абрамов. Смещено руководство ОАО «Симбирск-спирт». И вообще все члены «режиссерского блока» обладминистрации спешно вошли в состав советов директоров десятков заводов и фирм.
БРОНЯ КРЕПКА...
Итогом всех этих пертурбаций стали грандиозные скандалы, выплеснувшиеся за пределы области. Были опротестованы почти все решения по покупкам пакетов акций различных концернов, осуществленным командой «режиссера».
Шаманов, как карточную колоду, тасует кадры, но результат неутешителен. Ситуация в области день ото дня все хуже. Каждую зиму население замерзает от холода в квартирах, а летом сидит без горячей воды. Жители городов и поселков в знак протеста перекрывают авто- и железные дороги, гибнут в пикетах, как это случилось в июне прошлого года в селе Старотимошкино Барышского района, где один из протестующих был задавлен грузовиком.
И, несмотря на смену многих чиновников, неофициальный, но реальный губернатор Дмитрий Пиорунский до сих пор работает заместителем Шаманова по экономической политике. К слову, своих чиновников Шаманов оплачивает весьма неплохо. За прошлый год на содержание администрации губернатор выделил более 180 миллионов рублей, что втрое выше затрат, которые позволял себе его предшественник Горячев. В два раза выросли платежи представительству области в Москве. «Для более плотной работы с правительством», – объяснил Шаманов. Возросли затраты на проведение праздничных мероприятий – 11 миллионов, «прочие» расходы – 44 миллиона, раздулся резервный фонд – 45 миллионов. Однако совершенно не предусмотрены в бюджете дотации на хлеб и транспорт, выплата детских пособий.
Последний же скандал, разразившийся в Ульяновской области, связан с новой машиной губернатора. Практически с первых дней генерал ездил на бронированной «Волге», положенной ему по статусу. А буквально два месяца назад ему из московского представительства области перегнали бронированную «Ауди-А8». Обычная машина такого класса стоит порядка $90–100 тысяч. Но шамановская оценивается специалистами в несколько раз дороже из-за обилия «наворотов»: ТВ-прием, автотелефон, мультируль с переключением передач, кожаный салон, комфортные сиденья, биксеноновые и адаптивные фары с омывателями, четырехсезонный климат-контроль, CD, подогрев сидений, двойное остекление, а главное – бронирование салона.
В администрации уверяют, что Шаманов поменял машину по требованию сотрудников ФСО, которые защищают своего шефа от покушений. Якобы приговорившие его к смерти чеченские боевики готовятся помешать Шаманову баллотироваться на второй срок. Но генерал – человек бесстрашный: еще год назад он заявил, что область без своей твердой руки не оставит. Так что бронированная «Ауди» пригодится. Если не от чеченских боевиков, так от своих избирателей защитит.
Заметки на полях
Кому война, а кому...
Имя Владимира Шаманова стало широко известно в первую чеченскую кампанию. Он приехал на войну полковником во главе оперативной группы 7-й Новороссийской дивизии ВДВ в марте 1995 года. Через два месяца был тяжело ранен, но вернулся в строй. В октябре 1995 года был назначен заместителем командующего группировкой войск Минобороны в Чечне, заместителем командующего 58-й армией. С апреля по июль 1996 года командовал группировкой войск Минобороны РФ в Чечне. Руководил войсками, бравшими горные чеченские селения Дарго и Ведено, селения Центорой, Гойское, Орехово, командовал взятием Бамутского укрепрайона. Именно Бамут, который много раз пытались взять федеральные войска, прославил уже получившего генерал-майора Шаманова – он сумел его взять буквально за несколько дней. Правда, и потери оказались значительными. Официальные данные не обнародованы до сих пор, но офицеры сразу после операции говорили о нескольких десятках погибших и раненых.
|