Последний срок выдвижения кандидатов в губернаторы Ленинградской области заканчивается 10 августа. К концу того же дня помимо заявления о желании стать губернатором претендентам нужно успеть либо внести залог (750 тысяч рублей), либо преподнести облизбиркому необходимое по закону количество подписей (минимум 26 тысяч). Независимо от того, сколько из более чем 20 претендентов попадет в окончательный список для голосования, самые реальные шансы, по мнению экспертов, попасть в кресло главы Ленобласти (как и четыре года назад) имеют два человека: Вадим Густов и Валерий Сердюков.
Неразлучная парочка
Напомним, что выборы губернатора Ленобласти состоятся в тот же день, что и выборы будущего главы Петербурга, - 21 сентября этого года. Но если в городе по-прежнему нет-нет, да и скажут о фактической безальтернативности одного из претендентов, то в области предстоит нешуточная борьба между нынешним губернатором Валерием Сердюковым и бывшим - Вадимом Густовым. Оба политика уже имеют опыт борьбы между собой на предвыборном поле, и не только на нем. Оба рассчитывают на то, что жители области помнят и знают об их деяниях на благо региона. Оба имеют поддержку определенных политических и финансовых групп не только в области, но и на федеральном уровне. Оба обладают определенным административным ресурсом. Оба имеют предвыборные команды, которые прекрасно умеют пользоваться разными избирательными технологиями.
Пока серьезных предвыборных действий ни Сердюков, ни Густов не предпринимают. И в этом плане любопытно вернуться на четыре года назад и вспомнить, как действовали оба давних соперника на выборах 1999 года. И хотя ситуация в Ленобласти за четыре года существенно изменилась, думается, что оба главных конкурента воспользуются опытом предыдущей борьбы между собой. Один - чтобы утвердиться в своей незыблемости на посту губернатора, другой - чтобы взять реванш за прошлое поражение.
Напомним, что Вадим Густов возглавлял Ленобласть с 1996 года. В сентябре 1998 года указом президента РФ он был назначен первым заместителем председателя правительства Российской Федерации. После перехода Густова в российское правительство и. о. губернатора становится Валерий Сердюков. После отставки кабинета Примакова бывший вице-премьер Вадим Густов остается фактически вне большой политики - даже обратно в областное правительство Сердюков его не приглашает. При этом до новых выборов губернатора остается примерно полгода, и становится ясно, что именно борьба между Густовым и Сердюковым станет главной интригой выборов.
Тогда основным козырем Густова был тот факт, что Валерий Сердюков руководил областью гораздо меньше времени, чем он сам. И, дескать, все успехи, которых добилась область за год правления Сердюкова, были заложены еще при Густове. Поэтому и истинным "виновником" довольно пристойного развития региона после кризиса является именно Густов. Даже его уход в Москву трактовался сторонниками Вадима Анатольевича как несомненное благо для области. Ведь, будучи вице-премьером, Вадим Густов якобы не забывал о родном регионе, а его опыт и связи, накопленные в Москве, принесут жителям Ленобласти огромные дивиденды. Да и вообще, как гласила одна из густовских агиток: "Густов вернулся? - Не уходил!" Вероятно, этот лозунг может воскреснуть и сейчас, но вот только вся аргументация "за Густова" теперь уже безнадежно устарела. Как-никак, а Валерий Сердюков за четыре года область не развалил, а наоборот - бодро рапортует о грандиозных достигнутых успехах, к которым, как ни верти, Вадиму Густову сейчас не присоседиться.
Те же лица, только вид - "сбоку"
Между тем незримое противостояние Густов - Сердюков продолжалось в Ленобласти постоянно. И за последний год Вадим Анатольевич успел весьма сильно ослабить позиции действующего губернатора. Прежде всего в Законодательном собрании Ленобласти. Если до последних выборов ЗакСа ЛО этот орган, по существу, являлся прогубернаторским, то новый состав всерьез заявляет о своей относительной независимости от Сердюкова. Даже снятие спикера Виталия Климова (который всегда считался человеком Густова и возглавлял его предвыборный штаб и в 1996 году, и в 1999-м) всерьез не повлияло на общий настрой депутатов - работать не по указке правительства. Кроме того, следует отметить крайне неудачные для Сердюкова выборы главы Кингисеппского района, где ставленнику губернатора победы добиться не удалось. Относительной победой Сердюкова можно считать лишь смену главы облизбиркома Пылина на, как считается, лояльного губернатору Журавлева. Но, как известно, в период предвыборных баталий ориентация любого политика может внезапно поменяться, так что контроль над избирательной комиссией Сердюкову отнюдь не гарантирован.
Формально стартовые условия у действующего губернатора намного выше, чем у его предшественника, и главного конкурента. И дело даже не в тех или иных финансовых структурах, которые стоят за Сердюковым, или в поддержке, полученной им из Москвы. В России стало уже хорошей традицией голосовать по принципу "старый конь борозды не испортит". Даже если существуют достойные конкуренты с не менее достойными и многообещающими программами, народу проще иметь в начальниках человека, к которому он успел привыкнуть действия которого относительно предсказуемы и который точно не будет производить никаких революционных преобразований. Очевидно, что именно эта инертность электората и станет главным препятствием Густова на пути к губернаторскому креслу. Реально и Густов, и Сердюков имеют вполне сопоставимые возможности. Прежде всего финансовые. Хотя и здесь небольшой перевес на стороне Валерия Сердюкова. За время своего руководства областью он подписал ряд серьезных соглашений с такими "китами" отечественного бизнеса, как РАО ЕЭС, "Газпром", "ЮКОС", "ЛУКойл". Именно эти структуры должны быть заинтересованы в сохранении статуса губернатора за Сердюковым, а значит, не исключено, что именно они и будут являться главными "спонсорами" предвыборной кампании действующего губернатора. Густову пока причисляют лишь поддержку со стороны Олега Дерипаски и Виктора Южилина. Это, конечно, по масштабам возможных финансовых вливаний гораздо меньше, чем у Сердюкова, но остальные претенденты лишены и этого.
Москва не дремлет
Стало уже доброй традицией на российских выборах любого уровня рассматривать шансы претендентов в зависимости от того, кто их поддерживает в Москве. По слухам, Валерий Сердюков сумел добиться расположения главы администрации президента Александра Волошина, а на стороне Густова выступает заместитель Волошина "бывший питерец" Виктор Иванов. Так что можно с изрядной долей уверенности говорить, что на выборах губернатора Ленобласти проявляется общероссийская тенденция: в борьбе за власть вновь и вновь сходятся интересы так называемой "семьи" и "новых питерских".
При этом сам президент, как обычно, внешне отстраняется от выражения симпатий тому или иному кандидату. Характерным примером является недавнее посещение Владимиром Путиным Старой Ладоги. Даже если и желал Валерий Сердюков, весь день не отходивший от президента, услышать хоть какой-нибудь намек о предпочтениях Владимира Владимировича, так ничего и не добился. Что, в принципе, и правильно - по закону, президент не имеет права заявлять о поддержке кого-либо из претендентов. Впрочем, с большой натяжкой можно посчитать, что сам Валерий Павлович на эту поддержку намекнул - официальное уведомление о решении баллотироваться он отнес только после юбилея Старой Ладоги и, соответственно, после общения с Путиным.
Между тем, по неофициальной информации, президент в последнее время всерьез разочаровался в Валерии Сердюкове, Причем не как в руководителе-хозяйственнике, а как в человеке, преданном ему всей душой. Так что вполне возможно, что те финансовые и административные преимущества, которыми, несомненно, обладает Валерий Павлович, могут оказаться недостаточными.
В расчет не принимаются?
На фоне двух политических тяжеловесов остальные претенденты выглядят слабее. Однако на успех все-таки претендуют выдвинувшиеся политики "местного уровня", такие как депутат ЗакСа ЛО Николай Кашин, замглавы администрации Выборгского района Олег Жигилей, лидер областного СПС Залина Медоева, представитель "Народной партии" Михаил Водопьянов, депутат питерского ЗакСа Владимир Белозерских. Не исключено, что они сами осознают незначительность своих шансов на победу, тогда их участие, по большей части, продиктовано необходимостью "раскрутки" самих себя или своих партий накануне выборов в Госдуму.
Вряд ли стоит всерьез, по мнению аналитиков, говорить о таких политических персонажах, как антиглобалист Евгений Гильбо, "король скандалов" Рудольф Каграманов, "исполняющий обязанности императора" Василий Терентьев или условно осужденный, а затем амнистированный, за разжигание национальной розни и организацию массовых беспорядков Юрий Беляев. Как известно, каждый гражданин имеет право "быть избранным", так что нет ничего удивительного в том, что такое желание появляется у этих людей - по-хорошему амбициозных, но совершенно политически неадекватных. А привычку "светиться" на выборах любого уровня у них не отнимешь, на то и демократия.
Между тем предвыборная кампания в Ленобласти, старт которой был дан 26 июня, проистекает довольно вяло. Если в Петербурге уже вовсю задействована практика жалоб, исков и претензий (главным образом к кандидату Валентине Матвиенко), то неофициальные областные фавориты Густов и Сердюков пока особо себя "не проявили. Пожаловались на пару изданий, которые как-то не так освещают их заслуги перед избирателями, - и затихли. Что неудивительно: на компромате сейчас далеко не уедешь, а реальные программы претендентов еще не представлены. Агитация должна быть оплачена из избирательного фонда, а фонды толком еще не сформированы. Да и слишком хорошо знают друг друга два "основных" кандидата, чтобы сломя голову кидаться в пучину предвыборных баталий. Цена вопроса прекрасно известна им обоим: после 21 сентября либо ты - полноправный властелин одного из самых "выгодных" регионов России, либо - фактически "политический труп".
|