Между тем изучение биографий парламентариев, обратившихся в прокуратуру, способно прояснить по крайней мере причину, по которой автором запроса оказался тот или иной депутат.
ЗАПРОС ПЕРВЫЙ
Автор - депутат Госдумы Владимир Юдин, бывший председатель профкома ОАО "Кировский завод". Свое место в Думе он получил "по наследству" в 2001 году - после выбытия другого депутата, стоявшего в избирательном списке движения ОВР на номер впереди него.
До своего депутатства господин Юдин прославился тем, что перед самыми выборами питерского губернатора в 1996 году направил в Генпрокуратуру запрос по поводу причастности кандидата Собчака А. А. к расследуемым в Санкт-Петербурге уголовным делам. "Горожане хотят избрать на этот пост человека честного, неподкупного, ведущего реальную борьбу с коррупцией и преступностью", указывал депутат. Прокуратура тогда Юдину ответила: питерский мэр действительно имеет отношение к некоторым "квартирным вопросам", следствие продолжается.
Легкость, с которой Генпрокуратура раскрыла тайны следствия профсоюзному деятелю Юдину В. И., позволила объединить его письмо и ответ Генпрокуратуры в одну листовку и многотысячным тиражом распространить ее по городу за три дня до выборов. Исход их известен: своей должности лишился не только Анатолий Собчак, но и его первый заместитель Владимир Путин...
Позже, уже будучи депутатом, Владимир Юдин отметился и в "олигархических" войнах за собственность: в августе 2002 года поучаствовал на стороне Олега Дерипаски в скандальном "споре хозяйствующих субъектов" вокруг Котласского ЦБК. Он направлял запросы губернатору Архангельской области Анатолию Ефремову с просьбой урезонить лесопромышленный холдинг "Илим Палп", который боролся за контроль над ЦБК с "Базовым элементом" Олега Дерипаски. Кроме того, Юдин активно участвовал и в отстаивании интересов пивоваренных компаний, когда их враги решили сильно ограничить рекламу этого напитка.
ЗАПРОС ВТОРОЙ
Автор - депутат Михаил Бугера, нефтяник по образованию. В Думе работает уже второй срок. Первый раз Бугера избирался в 1995 году - по списку "Нашего дома - России". Правда, вскоре покинул фракцию "НДР", чтобы присоединиться к "Российским регионам", поскольку они более точно позволяли депутату выполнять его политическую программу. Дело в том, что господин Бугера никогда не был лоббистом каких-то частных олигархических структур. Наоборот, он всегда был солдатом политической гвардии президента Башкирии - субъекта РФ, где нефтяная отрасль принадлежит не кому-то, а республике.
В нынешний состав Думы депутат, до поры входивший в совет директоров АО "Новоуфимский нефтеперерабатывающий завод", прошел по списку "Отечества - всей России". Затем, по традиции, Бугера покинул ОВР и присоединился к старым товарищам, работающим теперь под вывеской "Регионы России". В нынешней Думе Михаил Бугера так же жестко отстаивает интересы Муртазы Рахимова. Особенно это стало заметно, когда понадобилось пробивать для патрона законную возможность избираться на третий срок.
В целом ничем предосудительным г-н Бугера в Думе не прославился - если не считать досадного инцидента, когда он был пойман другим депутатом, вместо которого нажал кнопку для голосования. Пришлось извиняться, поскольку зазевавшийся коллега вовсе не собирался голосовать по закону о жилищной политике так, как хотел Бугера.
ЗАПРОС ТРЕТИЙ
Автор - депутат-москвич Николай Дайхес, член КПРФ, кандидат в ЦК партии. Доктор меднаук, отоларинголог, профессор, работающий, по разным данным, одновременно в Университете дружбы народов, Медакадемии постдипломного образования и ГУ НКЦ отоларингологии Минздрава. Такая широта, вероятно, может объяснить неприятность, случившуюся c ним накануне выборов 1999 года. Тогда Центризбирком обвинил кандидата-коммуниста Дайхеса в том, что он неверно указал, будто в его собственности находятся только "Жигули" девятой модели. И забыл о джипе "Гранд Чероки" и "Волге".
В Думе господин Дайхес занимает пост зампреда Комитета по охране здоровья и спорту. Известен тем, что щедро оказывает помощь неподведомственному ему избирательному округу - Калмыкии. Республиканские СМИ с благодарностью отмечают подарки депутата - медикаменты на сотни тысяч долларов. Впрочем, Калмыкия - не единственная свободная экономическая зона, пользующаяся расположением депутата Дайхеса: он еще и руководитель группы по связям с парламентом Республики Кипр.
Финансовые потоки в медицинской сфере - безусловно, конек депутата Дайхеса. Многие считают его самым крупным лоббистом, работающим в этой области. Вместе с фармацевтическим магнатом Борисом Шпигелем депутат провел в Думе немало мощных кампаний, направленных на освобождение фирм, ввозящих импортные лекарства, от налогов и госконтроля.
Однако не стоит думать, что у депутата Дайхеса нет никаких иных долгосрочных интересов. Едва приступив к работе в Думе, он тут же, в марте 2000 года, принял активнейшее участие в споре насчет права собственности на Качканарский ГОК "Ванадиум". Кроме того, вступив в межфракционное объединение "Энергия России", он вместе со своим соратником в борьбе за ГОК Гаджи Махачевым начал интересоваться нефтяными делами. Дайхес и Махачев активно проталкивали поправку в закон "О естественных монополиях". Поправка эта сильно облегчала жизнь вполне конкретным нефтяным компаниям - в частности той, с которой был связан Махачев (ОАО "Роснефть-Дагнефть").
ЗАПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ
Автор - уже не депутат, а помощник депутата Владимира Юдина, некий Алексей Гилев. Про этого человека пока известно только то, что он - двоюродный брат высокопоставленного сотрудника ООО ПК "Запсибресурс". Эта организация давно пытается обрести контроль над ЗАО "Роспан" (дочка "Газпрома"), акции и долги которой в 2002 году выкупил ЮКОС.
* * *
Очевидно, что большинство людей, заваливших Генпрокуратуру своими запросами, связаны со структурами, коммерческие интересы которых лежат в поле деятельности ЮКОСа. Со стороны парламентариев атака на крупнейшую нефтяную компанию, скорее всего, представляет обычную попытку использовать "правоохранительное" давление на конкурента - неважно, по собственной ли инициативе или по приказу состоятельных благодетелей. Другое дело, что после получения депутатских посланий Генпрокуратуре отчего-то оказалось угодно воспринять заурядный лоббистский "наезд" как глас граждан, озабоченных расхищением народного достояния.
|