Похожие убийства
Климова и Щитко убили в пятницу с разницей в 15 часов. Игоря Климова, как уже писали "Известия", застрелили около подъезда своего дома на Крымском Валу. Сергея Щитко расстреляли в Тoyota Land Cruiser в Серпухове возле кафе "Шишка". Оба преступления отличались особой дерзостью. Киллеров не смутило ни расположенное неподалеку от дома Климова здание МВД, ни то, что в машине вместе со Щитко находились два свидетеля. Убийцы в каждом случае выпустили по четыре пули, используя пистолеты с глушителем.
По словам пресс-секретаря "Ратепа" Ларисы Журавской, в течение длительного времени Щитко неоднократно угрожали по телефону, требовали, чтобы он, пока не поздно, уходил с предприятия.
- Мы даже хотели в понедельник к нему охрану приставить, - рассказывает "Известиям" Лариса Журавская. - Но опоздали. На мой взгляд, убийства Щитко и Климова не связаны между собой. Но то, что это свидетельство общего кризиса в "оборонке", - это точно. Наш завод активно атаковала одна коммерческая структура. Не хочу ее называть. Эта компания скупала акции, а затем оказывала давление на руководство - начиная от проверок и заканчивая анонимными угрозами по телефону. Фирма даже пыталась сменить руководство, организовав внеочередное собрание. Однако Климов поддерживал нынешнее руководство завода, и этой структуре он был как кость в горле.
Между тем серпуховская милиция придерживается бытовой версии убийства Щитко.
- Им так удобней, - говорит Журавская. - На месте происшествия не найдено ни патронов, ни пистолета. И потом Щитко - коренной житель Серпухова. Значит, имеет массу знакомых, которые начнут самостоятельное "расследование". Милиция только рада, что это дело забрали в Москву. Так проще.
Война акционеров
Фирма, которая "скупала акции, оказывала давление на руководство завода", называется Nimegan Trading, зарегистрирована на Кипре. Она приобрела 9% акций, и если бы ей удалось скупить еще 1%, то ее представитель вошел бы в состав совета директоров. А в перспективе мог стать гендиректором. На "Ратепе" все знают, что за Nimegan Trading стоит главный экономист Алексей Голубчук вместе с некими финансовыми покровителями. Именно его кипрская офшорка безуспешно выдвигала в совет директоров.
В прошлом году Голубчука выгнали. Возникли подозрения, что часть средств по индийским контрактам на завод не поступает. Против него возбудили уголовное дело. Как пошутил один из следователей, оно связано с тем, что Голубчук "для оборонного завода закупал комбикорма". Пока его отстранили от должности, но не уволили.
В итоге пост гендиректора занял Владимир Байбаков, отвечающий за производство. В марте этого года он взял к себе в коммерческие директора Сергея Щитко и московского предпринимателя Дмитрия Барановского. В пику Nimegan Trading (читай: Голубчука) они тоже начали скупать акции (приобрели 15%). Впрочем, нельзя утверждать, что на заводе возникло двоевластие: Голубчук, пусть и имеющий поддержку у некоторых генералов Минобороны и у серпуховских коммунистов, не мог противостоять группе Байбаков-Щитко-Барановский. К тому же последних поддерживал и.о. гендиректора "Алмаз-Антея" Климов. У него был главный козырь: находящиеся в доверительном управлении 50% плюс одна акция "Ратепа", принадлежащие государству. Поэтому если и связывать эти два убийства, то только в канве борьбы миноритарных акционеров за контроль над "Ратепом". Однако наш источник это исключает.
- Ну представьте, вас обидел начальник отделения милиции, - заявил он. - Вы решили его убить. Но вы же не будете одновременно убивать министра внутренних дел. Хотя начальник милиции ему подчиняется.
Обострение борьбы за контроль над предприятием объясняется следующим образом. "Ратеп" остался единственным в России заводом по производству систем управления для противовоздушной обороны морских кораблей. Не так давно Индия и Китай обратились в российское правительство с просьбой переоснастить их военные суда. Естественно, все контракты, а это сотни миллионов долларов, достались "Ратепу". Причем активно в этом заводу помогал покойный Игорь Климов. Поэтому тот, кто сейчас будет стоять у руля предприятия, будет контролировать огромные финансовые потоки.
А убийство Сергея Щитко скорее всего направлено на то, чтобы запугать руководство завода. В качестве жертвы его выбрали не случайно. У Байбакова и Барановского серьезная охрана, а Щитко, как выяснилось, вообще не имел телохранителей.
В поисках преемника
В Генпрокуратуре говорят, что не собираются объединять эти два дела в одно производство. Все силы брошены на расследование убийства Игоря Климова. Как подчеркивают в Генпрокуратуре, неугоден Климов был многим. Он возглавлял крупнейший в стране оборонный концерн, куда входило 46 предприятий: все, кто производит системы противовоздушной и противоракетной обороны. За четыре месяца работы он успел переругаться со многими директорами, часть из которых лишились своих кресел. По его инициативе было возбуждено несколько уголовных дел по фактам хищений, в том числе против двух заместителей директора завода "Антей". За несколько дней до убийства Климов сказал своему покровителю - заместителю главы администрации президента России, одновременно возглавляющему совет директоров концерна Виктору Иванову, что не хочет оставаться гендиректором. "Я расчистил площадку и хочу уйти", - сказал Климов.
В любом случае убийство Игоря Климова осложнит проведение намеченного на 26 июня собрания акционеров концерна "Алмаз-Антей". Сейчас многие убеждены: гендиректором должна стать фигура, не связанная ни с "Антеем", ни с "Алмазом". Иначе возможен конфликт интересов. Но в то же время это не должен быть "человек со стороны".
|