Первое, что должен знать читатель: все описанное ниже является умозаключениями автора материала. Они, возможно, и имели место в реальной жизни, однако у газеты нет оснований утверждать, что происходили в точности так, как их описывает журналист. Тем более что большинством из фигурирующих в статье персонажей сегодня так или иначе занимаются российские правоохранительные органы.
Для начала: несколько слов о тех, кто будет упоминаться ниже. Так сказать, "роли исполняют"...
Андрей Вавилов, бывший в ту пору могущественным первым заместителем министра финансов РФ, пересидевший на этом посту нескольких министров и подмявший под себя контроль за сотнями миллиардов долларов (!).
Марианна Вавилова-Царегородцева, жена Андрея Вавилова, выпускниц ГИТИСа. Красивый, но не слишком известный театровед. Одно время числилась в труппе Ленкома.
Аркадий Ангелевич, банкир, президент "Монтажспецбанка", находившегося в 1996-1997 годах в самом расцвете.
Владимир Монахов, генеральный директор Московского производственного комбината автообслуживания (МПКА), монополист на столичном рынке торговли бензином. Убит наемным убийцей в августе прошлого года на своей даче в Тверской области.
Дмитрий Барановский. Заместитель Монахова, его преемник на посту директора МПКА, ранее помощник главы "Прагма-банка" Ильи Медкова (последний также был убит наемником в 1993 году).
Дмитрий Бурейченко. Бывший председатель правления банка с трогательным названием "Единство". В связи с пропажей денег вкладчиков находится в федеральном розыске.
"Мир тесен" известная фраза, которая находит подтверждение чуть ли не каждый день. Особенно если начать присматриваться к тем или иным событиям более пристально.
Ну вот скажите: какая может быть связь между первым замминистра финансов Российской Федерации и, скажем, заместителем директора московского комбината, торгующего бензином? Если не считать тех редких случаев, когда автомобиль первого заправлялся на городских АЗС?
А между тем такая связь была. И вполне возможно, что именно она стоила жизни нескольким людям.
Давайте попробуем вместе пройтись по цепочке человеческих взаимоотношений...
В Бутырском следственном изоляторе вот уже полтора года сидит банкир Аркадий Ангелевич. Он был задержан весной прошлого года во время допроса в здании Следственного комитета МВД России. Сейчас, когда пишутся эти строки, банкир заканчивает знакомиться с обвинением. Ему инкриминируют хищение 7 млн. долларов, якобы принадлежавших клиентам банка "Единство", с главой которого Бурейченко Ангелевича связывали годы делового сотрудничества.
Принадлежавший Ангелевичу "Монтажспецбанк" являлся уполномоченным банком правительства Москвы. И уже хотя бы поэтому обслуживал у себя счета многих крупных столичных предприятий Метростроя, автобусных и троллейбусных парков города. Был среди них и МПКА Владимира Монахова.
Теперь перейдем от личных к собственно деловым отношениям этих людей.
В 1996 году, ПО Прямому указанию Андрея Вавилова, контролируемый государством Внешэкономбанк передал мало кому известному банку "Единство" пакет облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на сумму в 35 миллионов долларов США. Сам факт передачи столь крупного пакета был использован Бурейченко для того, чтобы максимально разрекламировать перед клиентами свой банк и доказать его высокую ликвидность.
На самом деле ход это нехитрый, много раз использовавшийся в нашей стране, когда Минфин по каким-то своим причинам хотел поддержать тот или иной коммерческий банк. Но клиент "клюнул". Под полученные от Вавилова госбумаги Бурейченко смог привлечь еще ряд облигаций от таких крупных организации, как "Газэнергосервис", "Промсырьеэкспорт", "Алмаз-Золото" и др.
Как только в "Единстве" образовался пакет ОВВЗ общей стоимостью 80 миллионов долларов, он тут же через посредническую фирму "Интарекс" был переоформлен в качестве залога за заведомо невозвратные кредиты. Проще говоря, 80 миллионов "зеленых" растворились бесследно. Вскользь стоит упомянуть, что в "Интарексе" работали как бывшие, так и действующие сотрудники ГУЭП МВД России.
Собственно говоря, с этого-то и началось падение банка "Единство". А также бегство Бурейченко, арест Ангелевича, другие не менее громкие события. Однако если фамилии Бурейченко, Ангелевича, Монахова нет-нет да мелькали на страницах прессы, то Барановский как-то ухитрялся оставаться за рамками общественного внимания. Как нам кажется, незаслуженно. Потому что, если в случае с "Единством" пропало 80 миллионов долларов по сути государственных денег, то немногим позже, после убийства Владимира Монахова, из МПКА так же бесследно растворилось еще 500 миллиардов рублей. Не менее государственных...
С тех пор прошло немало времени. Вавилов благополучно уволился с государственной службы, подрабатывает директором какого-то им же созданного института, а недавно даже попытался стать народным депутатом. Судя по последним его появлениям в обществе, все у бывшего зам-министра финансов России идет хорошо, жизнью он более чем доволен.
Бурейченко, по некоторым сведениям, нашел себе тихое место обитания где-то в Англии, откуда наши органы как-то не торопятся его доставать. Как говорится, "мавр сделал свое дело мавр может отдыхать".
В правоохранительных сетях сегодня находится один Аркадий Ангелевич, имевший ко всей этой истории весьма опосредованное отношение. Однако с учетом того, что все остальные подозреваемые либо исчезли из страны, либо оказались плотно прикрыты высокими покровителями похоже, у следствия есть сильное искушение повесить все именно на бывшего банкира. Тем более что у людей, замешанных в этом деле, есть рычаги давления и на Генпрокуратуру, и на Следственный комитет, и на РУОП короче говоря, на все службы, которые по определению обязаны искать пропавшие госсредства.
Один показательный пример: дело об исчезновении 80 миллионов долларов из банка "Единство" начинал следователь Игнатьев из 5-го РУВД Москвы. Как только он вышел на посредничавший в сделке "Интарекс" (и стоявших за ним милицейских чинов), тут же был отстранен, а дело передано в Следственный комитет МВД. И так происходило слишком часто чтобы поверить в беспристрастность "органов".
Скорее всего, мы в очередной раз узнаем (если узнаем вообще) имя "стрелочника", на которого возложат ответственность за пропавшие из казны деньги. Да и за убийство Владимира Монахова тоже. Истинные виновники, как водится, скромно останутся за кадром...
|