Самым громким "заказным" делом последнего времени в Москве стало убийство Владимира Монахова, директора производственного комбината автообслуживания -(o (МПКА), который владеет крупнейшей сетью из 69 АЗС и держит баланс еще 130 сданных мэрией в аренду АЗС. Убили директора на даче в Тверской области. За месяц после преступления следователи по причине безденежья лишь однажды до Москвы добрались. Поэтому о ходе расследования можно с уверенностью сказать только одно: никакими версиями следствие не располагает.
За две недели до гибели Монахова на автокомбинат приехал бывший министр топлива и энергетики, а ныне глава "Центральной топливной компании" (ЦТК) Юрий Шафраник. ЦТК, используя близость к властным структурам, претендует на имущество комбината. Разговор экс-министра с трудовым коллективом велся на повышенных тонах. В конце концов Шафраник сказал: "Кому-то на пенсию уходить, кому-то... мало ли что в жизни бывает". Что это - прямая угроза или нелепое совпадение? Мог ли экс-министр "заказать" несговорчивого директора? А если не он, то кто это сделал?
Шахматная партия
Недавно у Дмитрия Барановского, преемника Монахова, был день рождения. Хотя он и не принадлежит к разряду заядлых игроков, друзья подарили ему шахматы. Фигуры с намеком, на каждой - бирочка с фамилией. Белые - руководство комбината. Черные - недруги из "Центральной топливной компании". Король черных - Шафраник. Предводитель белых - естественно, сам Барановский.
- Шафраник доказывает, что мы нелояльны к правительству Москвы, - говорит Барановский. - Это ложь. К мэру мы лояльны. Нелояльны - к Шафранику. И я не хочу, чтобы мои дети жили в городе, где заправляют такие люди.
Правление ЦТК разместилось в сталинском административном здании в районе Старой площади. Потолки такие, что у прыгуна Бубки аппетит разгорелся бы. В этом же здании со своей структурой квартирует бывший первый вице-премьер Олег Сосковец. Шафраник вскипает при упоминании о Барановском:
- Этот человек проходил как свидетель по 8 уголовным делам. [Барановский поправляет: только по одному]. Сейчас МПКА желает распоряжаться имуществом, как своей собственностью, забывая, что это на 100% государственное, муниципальное предприятие.
Ситуация на московском бензиновом рынке огнеопасная. Москва - это 10-12% российского рынка нефтепродуктов. Волнуются бензиновые бароны - после учреждения "Центральной топливной компании" под угрозой устоявшиеся правила работы на рынке. Волнуются поставщики нефти - меняются схемы поставки сырья на Московский НПЗ, включенный в состав ЦТК.
Передел рынка спровоцировал активность криминальных структур. Уже после убийства Монахова были разобраны железнодорожные пути, по которым на Павельцовскую нефтебазу шли 28 цистерн. Трагедии удалось избежать случайно. Это предприятие также судится с ЦТК. Недавно при загадочных обстоятельствах сгорела АЗС на набережной Москва-реки...
В конце цепочки - рядовой автовладелец. Он уже получил и повышение цен, и перебои с бензином. Две последние недели на муниципальных заправках бензин выдают по талонам и только бюджетным организациям. Путаница, неопределенные ожидания, замораживание кредитных договоренностей. Это кажется невероятным, но во время недавнего дефицита, когда у АЗС выстраивались длинные очереди, 1/3 топлива уходила из Москвы в соседние области.
Борьба за имущество
Поначалу в активе "Центральной топливной компании" не было никакого имущества. В активе был только Шафраник с его связями. И теперь ЦТК поглощает НПЗ в Капотне, предприятие "Моснефтепродукт" с обширной сетью АЗС и нефтебаз в области. На очереди - комбинат МПКА. В итоге в распоряжении компании оказывается 50% московского бензина (а по низкооктановым сортам - 90%), которые дает завод в Капотне, и 1/3 заправок. По всем законам ЦТК автоматически становится на рынке монополистом.
Хорошо это или плохо для рядового автолюбителя? После отчаянного бензинового кризиса в 1992 г. было принято решение о демонополизации отрасли, которое в бытность министром Шафраник всячески поддерживал. Количество АЗС в городе выросло с 200 до 550. Сегодня на московском бензиновом рынке работают около 150 фирм. Но количество структур и их взаимоотношения друг с другом для потребителя - дело десятое. Самое главное - в Москве забыли о дефиците бензина. Многие автозаправки начали отдаленно походить на те, что мы видим в иностранном кино. Развитие отрасли поддерживает мэр Лужков, он самолично принял участие в церемонии открытия некоторых особо передовых АЗС.
Однако, после того, как министр Шафраник стал коммерсантом и возглавил сначала Тюменскую нефтяную, а потом "Центральную топливную компанию", он скорректировал свою позицию. Теперь высказывает мысль о "топливной безопасности мегаполиса", доказывая, что полторы сотни свободных фирм ее не обеспечивают и необходима базовая компания. По теории правда в этом суждении есть. А на практике иначе. В 1992 г. в Москве была могучая база ("Моснефтепродукт") - была, выходит безопасность. А бензина не было. Потом безопасность пропала, а бензин появился. И, как только объявилась ЦТК с ее благородными идеями, опять вернулся дефицит.
- Все АЗС работают с прибылью, - говорит Шафраник. - У одного МПКА долги. Астрономические - 500 млрд руб. Уверен, они сознательно скрывают прибыль. И это тоже довод, чтобы их включить в наш состав.
Долгов много, это правда. Но сегодня госпредприятие как каторжник с кандалами. Отдав в аренду 2/3 доходных АЗС, МПКА сохранил всю громадную инфраструктуру. Автокомбинат вынужден в долг обслуживать многие предприятия, которые с ведома властей забирают нефтепродукт под честное слово. Попробуй-ка, например, метрополитену бензин не отгрузить! Инвестиции? Банки госпредприятию кредитов давать не желают. С 1992 г. комбинат пытается акционироваться, оставив городу 25%-ный контрольный пакет. Все вроде было согласовано, и здесь возникла ЦТК.
Поначалу комбинат всеми руками голосовал за присоединение к ЦТК. Это было бы очень выгодно, если бы базовая компания координировала деятельность дочерних компаний, работала по принципу холдинга. Но 1 июля вышло постановление, по которому комбинату предписывалось отдать ЦТК все свои и сданные в аренду АЗС, оставив при себе обременительную "социалку". Разгорелась судебная тяжба. В итоге арбитражный суд отменил постановление московского правительства N 490 о передаче имущества автокомбината ЦТК.
Суд вынес вердикт точно в день похорон директора комбината Владимира Монахова. По формальной логике, по предыстории конфликта, по угрожающей реплике на экс-министра не может не пасть подозрение. Встретившись с Юрием Шафраником, я задал на сей счет прямой вопрос. В ответе важно не очевидное отрицание - важна аргументация. - Лично мне безразлично, кто именно руководит комбинатом, - сказал Ю.Шафраник. - Этот конфликт не имеет личностного оттенка. Монахов ли, Сидоров - все одно. Задумайтесь над другим. Кто, зная о нашем неизбежном споре, принес на собрание видеокамеру? Как будто поджидали, что я скажу что-то похожее на угрозу. Подстроенное совпадение...
Бензиновый бизнес, где идет прямой расчет на наличные и оборачиваемость капитала бьет все рекорды, является одним из самых привлекательных для криминальных группировок. По данным из оперативных источников, минимальный еженедельный сбор с каждой АЗС (оброк собирают аккурат по вечерам в пятницу) составляет 50 млн руб. Многие влиятельные чиновники имеют свой "бензиновый" интерес. Шафраник, уж на что бывалый человек, признается, что более всего после прихода в ЦТК его ошарашило открытие, насколько витиеваты и высоки связи любой самой захудалой автозаправки. "Все имеют выход наверх", прямо сказал экс-министр.
Иллюстрация на сей счет. Можно по разному относиться к противоречивой фигуре Ильи Колерова, "короля бензоколонок", которого не так давно за хроническое непослушание властям выпихнули с бензинового рынка. Но по нашим сведениям, до сих пор не закрыто дело по фактам шантажа и вымогательства у Колерова нескольких десятков тысяч долларов в отношении бывших сотрудников Таганского отдела КГБ, которые имели выход на службу собственной безопасности ФСК и еще выше...
Уроки занимательной арифметики
Если не ходить вокруг да около, все конфликты имеют одно объяснение - деньги. В лучшие времена АЗС приносила ежемесячную прибыль в $100-120 тыс. Сейчас доходы пониже - $60 тыс. Не надо быть Марксом, чтобы понять, на какие свершения отважится капитал ради таких прибылей.
Аренда одной АЗС зависит от ее балансовой стоимости, установленной много лет назад и взятой, сейчас очевидно, с потолка. Стоимость вышла копеечная. В месяц за аренду автозаправка в зависимости от ее уровня платит городу от 7 до 100 млн руб. То бишь за 3-4 дня АЗС рассчитывается с казной. Весь оставшийся месяц работает на себя. Не хочется впадать в высокий штиль, но не разбазаривание ли это государственного имущества? Кстати, фирма-арендатор имеет право выкупить АЗС у Москомимущества. Это самый лакомый кусок, что подтверждает убийство ген. директора муниципальной фирмы "АЗС- Сервис" Журкина, который занимался как раз вопросами аренды. Преступлению почти два года - виновных нет. Но почерк тот же, что при убийстве Монахова.
Большие потоки неучтенного в бухгалтерских ведомостях "черного нала" образуются из больших потоков неучтенного бензина. Сколько "левого" бензина в Москве? Официальные лица на этот вопрос не отвечают. Один наблюдательный экономист подсказал способ вычислить долю криминального бензинового бизнеса. Во время последнего кризиса потребление бензина в городе возросло на 30%. Официальная версия: дачники разъездились. Это очевидная нелепость - дачники все лето из машин не вылезали. Потребление бензина выросло потому, что его учитывать стали. Власти испугались призрака дефицита и навалились с проверками на АЗС. Потом опять успокоились и "потребление" упало. Объемы "левого" бензина подтверждаются данными Ассоциации независимых автозаправок о том, что в период дефицита до 30% бензина уходило из Москвы в другие регионы.
Расклад колоды
Крупнейшие кредиторы МПКА - это "Мост-ойл", Павельцовская нефтебаза, фирма "Диам-ойл", коммерческий банк "МАПО", Московский нефтяной союз. Однако МПКА все долги признает и цифрами доказывает, что после акционирования рассчитается. Приход нового руководителя, который неизвестно как отнесется к долговым обязательствам, никому из кредиторов не выгоден.
Но есть у комбината и другие партнеры, к которым имеются исковые претензии. Конфликтует МПКА с известным "Мосбизнесбанком", руководитель которого Аркадий Ангелевич арестован и находится под следствием по другому делу. Банк задолжал МПКА около 14 млрд руб., арбитражный суд поддержал этот иск. Кроме того, МПКА со скандалом запретил компании "Дана-петролеум", которая принадлежит семье Ангелевичей, продать стороннему покупателю 8 сданных ей в аренду АЗС.
Судится комбинат и с компанией "Кедр-М", взявшей в аренду 15 АЗС. Эта компания входит в финансовую корпорацию "Система", которая старается держаться в тени, не устраивает презентаций, не организует выступлений в прессе. Но скромная "Система" владеет крупными пакетами акций "Интуриста", "Детского мира", Московского банка реконструкции и развития, "Вымпелкома" (телефонная сеть "Би-лайн"). А также фирмами, которые занимаются недвижимостью и строительством ("Большая Ордынка" и "Петровское подворье"). А также предприятиями в Санкт-Петербурге, Зеленограде (8 заводов и НИИ), Мурманске, Красноярске, Калининграде, Усинске...
Символичным выглядит название корпорации, которое навевает аналогии с мрачными социальными утопиями Оруэлла. Точнее могло быть только одно - "Спрут". Экономисты, которые изнутри знают городское хозяйство, отмечают, что "Система" стремится втянуть в себя все, что дает прибыль. И, конечно, бензиновый бизнес. Поэтому "Система" стала одним из учредителей ЦТК, в состав наблюдательного совета вошел глава корпорации Владимир Евтушенков. На некоторых особо важных совещаниях в ходе бензиновой войны интересы ЦТК представлял именно Евтушенков. Появление на бензиновом рынке бизнесменов такого масштаба говорит об истинном значении отрасли. Бензиновый рынок - это уже не капризная дама в окошке и не бритоголовая братва. Бензин - это очень серьезные люди. Кстати, в том шахматном наборе Евтушенков - это ферзь черных.
На автокомбинате повторяют: именно на руководстве "Центральной топливной компании" лежит моральная ответственность за гибель Монахова. Действия ЦТК, говорит Барановский, раскачали равновесие на взрывоопасном рынке. Возобновилась война, на которую криминальный мир после убийства Журкина наложил мораторий. Криминальные группировки очень ценили спокойствие и определенность. Убийство Монахова, кстати, могло быть предупреждением и самому Шафранику...
Прогнозы на будущее
Что получит рядовой автолюбитель в результате передела бензинового рынка? Юрий Шафраник сказал, что постарается держать цены на установленной сегодня планке. Получится ли по реальной экономике - вопрос. Стоимость процессинга на Московском НПЗ составляет $25-26/т, а на соседних заводах в Ярославле и в Рязани - всего $20-22. Высокая отпускная цена в Капотне приводит к тому, что многие АЗС предпочитают закупать бензин, особенно высокооктановый, в соседних регионах. Не исключено, что Капотня при таком положении вещей цен может вообще оказаться "сухой", как долго простаивал завод в Рязани.
Проблема усугубляется тем, "Моснефтепродукт" и НПЗ в Капотне в долгах как в шелках. Теперь эти 1,6 трлн руб. - долги ЦТК. Как вернуть деньги, чтобы кредиторы не пошли в суд? Эксперты считают, что по ряду признаков ЦТК собирается поднять цену процессинга в Капотне до $30-33, что с неизбежностью приведет к повышению цен для потребителя.
Административно играть ценами в условиях конкурентной борьбы очень трудно. При монополии на рынке автовладельцу деваться будет некуда. Все съест. И хотя Ю.Шафраник сегодня более всего боится обвинений в монополизме, объективно одна компания получает контроль над всей бензиновой цепочкой. Кроме уже сказанного, ЦТК планирует построить еще 75 АЗС. Но сегодня в них нет нужды. Не придется ли, чтобы оправдать расходы, после их сооружения административными рычагами подавить конкурентов послабее? Уже сегодня Капотня берет у поставщиков нефть выборочно, им навязывается новая, заведомо менее выгодная схема. Трейдеры могут уйти с московского рынка - возникнет дефицит при резком повышении цены.
... Передо мной документ, с которым накануне гибели работал Владимир Монахов. В документе, который написан его оппонентами и называется "Положительные стороны для предприятий, желающих войти в состав ЦТК", 10 пунктов. В конце Монахов от руки дописал: "Значит, передача им заправок МПКА в аренду". Он был против и пошел в суд.
Это его последняя запись. Напомню, АЗС, полученная в аренду, окупает месячные расходы за 3-4 дня. Поперек такой прибыли вставать самоубийственно.
P.S. Тверская прокуратура наконец передела дело об убийстве Монахова в Генпрокуратуру.
|