Алюминиевый магнат Олег Дерипаска проложил дорогу к обсуждению железнодорожной реформы не только для себя. Вместе с ним высказываться по этому вопросу теперь смогут практически все, вплоть до представителей общественных и научных организаций. Специально для этого правительственная комиссия решила учредить общественный совет, мнение которого очень удобно игнорировать.
Дерипаска известен недюжинным аппетитом к участию в правительственных комиссиях: он хочет быть членом 27 из них, прежде всего железнодорожной. А неделю назад, отбиваясь от обвинений Генпрокуратуры в превышении должностных полномочий, министр путей сообщения Николай Аксененко поучаствовал в круглом столе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Обсуждалась реформа МПС, которую в союзе курирует Дерипаска, и министр пообещал предпринимателям две вещи: поделиться правом лицензирования перевозчиков с другим ведомством и походатайствовать перед правительственной комиссией за включение в ее состав представителей РСПП. Через несколько дней министр ушел в отпуск, а его замы Александр Мишарин и Анна Белова не стали напоминать комиссии об обещании Аксененко.
Вместо этого, как рассказал "Ведомостям" один из участников комиссии, возглавляемой вице-премьером Ильей Клебановым, по итогам пятничного заседания было принято решение создать общественный совет при комиссии. В него, по словам Беловой, войдут представители региональных властей, перевозчиков, грузоотправителей (Дерипаска числится в этой категории) , а также общественных и научных организаций.
По словам Беловой, через общественный совет все заинтересованные лица смогут влиять на правительственные решения по поводу ключевых законопроектов железнодорожной реформы. Однако в "Русале" сомневаются в эффективности участия в таком совете. "Пока все сделано таким образом, чтобы мы, как и прежде, высказывали пожелания, которые правительство не сильно бы замечало", - сказал "Ведомостям" один из руководителей холдинга.
Судя по всему, так и будет. Как признался в беседе с "Ведомостями" замминистра антимонопольной политики и постоянный участник комиссии Анатолий Голомолзин, "вряд ли под давлением общественного совета правительство пойдет на существенные изменения утвержденного плана реформы".
А раз так, Дерипаске не удастся добиться реализации своих ключевых требований к реформе железной дороги. Во-первых, он требует от МПС немедленного введения прозрачного тарифообразования, при отсутствии которого МПС зарабатывает на экспортных перевозках алюминия 700% -ную прибыль. Во-вторых, он выступает за отмену перекрестного субсидирования в отрасли, когда за счет грузовых перевозок МПС содержит убыточные пассажирские. А в-третьих, глава "Русала" выступает против включения инфраструктуры МПС в уставный капитал ОАО "РЖД". По его мнению, инфраструктура должна быть выделена в ГУП правительственного подчинения, что обеспечит недискриминационный доступ к рельсам для независимых перевозчиков.
Однако все эти пожелания в корне противоречат правительственной программе реформирования.
|