Премьер Михаил Касьянов вчера в Якутии впервые высказался на тему комплексного освоения месторождений Восточной Сибири, о чем мечтают «Роснефть» и «Газпром». Он заявил о том, что осенью государство должно выставить на конкурс Талаканское месторождение -- одно из самых привлекательных и пока еще нераспределенных активов Восточной Сибири. При этом премьер подчеркнул, что «после проведения конкурса по Талаканскому месторождению будет проведен конкурс по Чаяндинскому газовому месторождению». Таким образом, идея государственных компаний о едином собственнике углеводородных запасов у премьера поддержки не нашла. Зато теперь главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и президенту «Роснефти» Сергею Богданчикову еще будет о чем поспорить -- до сих пор именно эти компании являлись основными претендентами на Талакан.
Талаканское месторождение, запасы которого оцениваются в 124 млн тонн нефти и 47 млрд куб. м газа, продается уже во второй раз. Первый конкурс состоялся еще в 2001 году, и его выиграла подконтрольная ЮКОСу компания «Саханефтегаз». Однако результаты конкурса были отменены в марте прошлого года, поскольку компания «Саханефтегаз» так и не выплатила государству обещанный бонус в 500 млн долларов.
Затем были объявлены новые условия аукциона. За право работать на месторождении собирались бороться «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», ТНК, ЮКОС, а также государственные «Газпром» и «Роснефть». Однако в середине осени прошлого года Минэкономразвития объявило, что стартовая цена в 56 млн долл., назначенная за месторождение, слишком низкая, и обратилось в Минприроды с просьбой пересмотреть условия аукциона. Тогда негосударственные компании решили, что МЭРТ собирается изменить условия конкурса в пользу «Роснефти» и «Газпрома», а пересмотр цены является лишь формальным поводом, тем более что в то же время обе госкомпании также обратились в МПР с просьбой о пересмотре условий продажи. В ответ частные компании написали несколько протестных коллективных писем министру энергетики Игорю Юсуфову, вице-премьеру правительства Виктору Христенко и премьеру Михаилу Касьянову.
В результате чиновники не раз готовились назвать дату нового конкурса -- сначала это должны были сделать в начале декабря прошлого года, затем в конце декабря. В конце концов г-н Касьянов заявил, что торги должны состояться не позднее первого квартала 2003 года. Затем были долгие споры о новой стартовой цене -- Минприроды предлагало 900 млн долл., а Минэкономразвития -- 150 млн.
Однако дата нового аукциона в начале года так и не была названа, а в середине февраля «Роснефть» и «Газпром» выступили с новой инициативой. Руководители обеих компаний написали письмо Владимиру Путину, в котором предлагали идею комплексного освоения Восточной Сибири. По их мнению, для наиболее эффективной разработки ресурсов этого региона целесообразно объединить несколько крупных месторождений и выставить их на торги в едином проекте. Этими месторождениями стали Ковыктинское, Верхнечонское, Талаканское, Чаяндинское и Средне-Ботуобинское. Правда, лицензия на разработку первых двух уже продана компании «РУСИА-Петролеум», подконтрольной альянсу ТНК-ВР. И представители «Газпрома» с «Роснефтью» говорили о том, что необходимо заставить эту компанию как минимум подчиняться общим правилам построения инфраструктуры месторождений.
Что же касается Талаканского месторождения, то госкомпании утверждают, что его целесообразно разрабатывать вместе с Чаяндинским. Такого же мнения придерживаются многие эксперты. Однако, говорят они, в случае продажи единой лицензии можно получить «эффект «Славнефти», когда на аукцион выставляется сразу большой актив и покупатели стараются различными способами не заплатить за него много денег. Вчерашнее же заявление Михаила Касьянова говорит о том, что такой практики не будет, месторождения будут проданы на разных аукционах.
Очевидно, что потенциальными покупателями и одной, и второй лицензии могут стать три альянса: ЮКОСа и «Сибнефти» (до конца года эти компании существуют раздельно), ТНК-ВР, а также «Роснефти» и «Газпрома». Правда, в компаниях вчера дипломатично заявили, что вопрос об их участии в конкурсе будет решен только после объявления новых условий аукциона. А условия, по словам Михаила Касьянова, «подготавливаются уже сегодня, чтобы в недалеком будущем можно было начать интенсивную разработку месторождения».
|