Москва, 9 июля 2003 года. А не было ли все это просто болезненным персональным предостережением, которое имело целью отговорить богатейшего человека России от его политических амбиций? Или, быть может, это был первый залп в борьбе Кремля за власть, которая может коренным образом изменить политический ландшафт в преддверии сезона выборов?
Высказывается множество противоречивых теорий относительно того, почему российские прокуроры на прошлой неделе обрушились на "Юкос", наиболее прибыльную российскую нефтяную компанию. Арестованы двое из числа высших руководителей этой компании, а ее гендиректора, мультимиллиардера Михаила Ходорковского, вызывали повесткой для дачи показаний в связи с приватизационным скандалом 10-летней давности.
Многие согласны с тем, что, чем бы эта акция ни была вызвана, внезапно налетевший шторм рвет на куски пакт о ненападении, который 3 года назад был заключен между Кремлем и дюжиной сверхбогатых олигархов, контролирующих, согласно некоторым оценкам, 70% экономики России. "Эти нападки являются типичной пиаровской акцией, где прокуроров используют для выполнения политических заказов, - говорит Сергей Колмаков, вице-президент независимого московского Фонда развития парламентаризма. - Очень жаль, потому что 3 года стабильности в этой стране были разрушены одним махом".
Неделю назад милиция арестовала Платона Лебедева, совладельца стоящей 30 млрд. долл. США империи "Юкос", и обвинила его в обмане государства на 283 млн. долл. США в ходе прошедшей в 1994 году приватизации крупной компании по производству удобрений "Апатит". На следующей день схватили Алексея Пичугина, которому было предъявлено обвинение в соучастии в убийстве, остающемся нераскрытым вот уже 5 лет.
Однако действительной дичью, за которой охотятся прокуроры, является амбициозный и энергичный глава компании "Юкос" Михаил Ходорковский, которого в пятницу в течение 2 часов допрашивали по делу компании "Апатит". Собственные разъяснения г-на Ходорковского только лишь раздули пламя подозрений. "Мы здесь видим начало борьбы за власть между различными группами в окружении Владимира Владимировича (Путина)", - заявил он репортерам независимой радиостанции "Эхо Москвы". Он намекнул, что одна из этих группировок, назвать которую он отказался, пытается, арестовав его главных сподвижников, принудить его оказать ей финансовую поддержку.
"У меня нет сомнений, хотя я вовсе не профессиональный политолог, что Путин будет избран на второй срок, - сказал г-н Ходорковский. - Весь вопрос в том, кто будет формировать его команду на второй срок". Далее он добавил: "Мы не являемся субъектами в этом сражении. Мы - объекты: вот вам стул, вот вам стол, а вот вам 'Юкос'".
Стабильность многими видится как главное достижение президента Путина, который пришел к власти в 2000 году под лозунгом "диктатуры закона" вместо воцарившихся в 1990-х годах экономической анархии, кремлевской "семейственности" и вездесущей коррупции чиновников. В относительно спокойной и предсказуемой деловой обстановке путинской эры Россия демонстрирует ежегодный рост экономики в размере около 5% и существенно улучшившийся имидж среди международных инвесторов.
Послание г-на Путина олигархам было четким: если они прекратят свое, ставшее традиционным, вмешательство в политику, власти воздержатся от тщательного расследования сомнительного происхождения их деловых империй.
"Путин очень доходчиво разъяснил свою позицию, - сказала Лилия Швецова, старший специалист Центра Карнеги в Москве. - Олигархи могут играть свою роль в экономике и, если захотят, даже принимать участие в политике на местном уровне, но они не должны участвовать в кремлевских играх. Если они нарушат это правило, прокуроры начнут вспоминать о вещах, которые были в последнем десятилетии".
Первый год правления г-на Путина был отмечен жесткими стычками между Кремлем и двумя олигархами, которые отказались играть по новым правилам. Медиамагнат Владимир Гусинский и нефтяной, автомобильный и авиаперевозочный магнат Борис Березовский были обвинены в противоправных деяниях, относящихся к периоду 1990-х годов, и постепенно лишены своих деловых империй, а затем принуждены покинуть страну. Г-н Березовский, проживающий ныне в Англии, но по-прежнему весьма активно участвующий в российской политике, ведет судебную тяжбу против требования Кремля о его экстрадиции. Г-н Гусинский, в противоположность г-ну Березовскому, старается "не высовываться".
Первый намек на то, что под внешне спокойной поверхностью отношений Кремля с олигархами, возможно, кроются неприятности, появился в прошлом месяце, когда 23 политолога, называющие себя Центром национальной стратегии (ЦНС), выдали предостережение о "ползучем заговоре олигархов". Эти эксперты заявили, что клика главарей делового мира тайно замышляет взять под свой контроль парламент и переписать конституцию России с тем, чтобы резко ограничить президентские полномочия. Г-на Ходорковского выбрали как руководителя заговора, обвинили в подкармливании как либералов, так и коммунистов и в стремлении занять пост премьер-министра.
"Я думаю, что документ ЦНС был опубликован с тем, чтобы представить компанию 'Юкос' как национальную угрозу", - говорит глава независимой аналитической организации "Политика" Вячеслав Никонов, добавляя при этом, что многие кремлевские и олигархические группировки, вероятно, профинансировали исследование ЦНС в надежде разворошить осиное гнездо. "У мифов может быть своя жизнь, и они могут стать более сильными, чем действительность", - заявил он.
Слухи о политической активности г-на Ходорковского не вполне беспочвенны, говорят специалисты. Полагают, что он поддерживает Коммунистическую партию. Двое менеджеров компании "Юкос", говорят, намерены в декабре нынешнего года баллотироваться в Государственную думу РФ как кандидаты от коммунистов. Сам г-н Ходорковский признал, что финансирует либеральную партию "Яблоко".
"Ходорковский - единственный магнат, помогающий партии 'Яблоко', - говорит г-жа Шевцова. - Он помогал также независимым средствам массовой информации и давал деньги правозащитным организациям. Это очень тягостно: он первым (из олигархов) начал вести себя по-иному, и его за это отшлепали".
Г-н Ходорковский, которому сейчас 40 лет и который, по данным журнала "Forbes", является богатейшим человеком России (его состояние оценивается в 8 млрд. долл. США), приобрел компанию "Юкос" в ходе сомнительной приватизации в 1995 году, заплатив за нее малую частицу ее действительной рыночной цены. Но, в отличие от многих олигархов, говорят некоторые эксперты, он попытался выправить деловую практику своей компании.
"'Юкос' - не только одна из крупнейших и наиболее процветающих российских компаний, она также и одна из самых прогрессивных с точки зрения прозрачности и инвестиционных планов", - говори г-н Колмаков. Недавно г-н Ходорковский согласился слить свою компанию с другой крупной российской нефтяной компанией, "Сибнефть", владельцем которой является магнат Роман Абрамович. В результате этой сделки, оцениваемой в 45 млрд. долл. США, будет создан четвертый по величине в мире нефтяной гигант.
Большинство специалистов считает, что г-н Ходорковский прислушается к полученному предупреждению и уйдет из политики. Однако кое-кто опасается, что хрупкой экономической стабильности в России уже нанесен урон. "Сигнал, который посылает данное судебное преследование, окажет прямое воздействие на всех инвесторов в этой стране, - говорит г-н Колмаков. - Если по крупной компании, такой, как 'Юкос', можно нанести удар за то, что в 1994 году кем-то что-то было сделано не так, тогда никакой малый или средний бизнес не может чувствовать себя в безопасности".
Перевод: Федотов Виктор, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 09 июля 2003Оригинал публикации: Trouble brews between the Kremlin and the oligarchs
|