Ему инкриминируется открытие счета за границей без разрешения ЦБ, невозвращение из-за рубежа 7 млн долларов за продажу клубом в 1998 году футболиста Дмитрия Аленичева, а также уклонение от уплаты налогов.
Уголовное дело в отношении руководства «Спартака» было возбуждено 26 марта 2003 года ФСНП (после упразднения этой структуры расследование ведет преемница налоговой полиции - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям - ФСЭНП). Основные фигуранты этой истории - бывшие президент клуба Олег Романцев, гендиректор Юрий Заварзин, вице-президент Григорий Есауленко и главный бухгалтер Павел Панасенко - подозревались в "невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте", "уклонении от уплаты налогов с организаций", а также «открытии счета за границей без разрешения ЦБ». Главная претензия налоговиков - невозврат из-за рубежа 7 млн долларов от продажи в итальянскую «Рому» полузащитника Дмитрия Аленичева.
На допрос были вызваны все фигуранты, за исключением проживающего в Испании Есауленко. О чем шла речь в офисе у следователя ФСНП на Маросейке, и Заварзин (ныне гендиректор футбольного клуба "Динамо"), и Романцев говорить отказались, хотя и не давали никакой подписки о неразглашении материалов дела.
Поначалу все претензии налоговиков адресовались Романцеву и Заварзину. В частности, в распоряжении следователей оказалась доверенность на управление счетом «Спартака» в швейцарском банке, выписанная Романцевым на собственное имя и на имя Заварзина. На этом счету оказались аккумулированы 7 млн долларов, вырученные за трансфер Аленичева. Сам футболист, комментируя ГАЗЕТЕ скандальную историю, заявил, что "узнал обо всем из интернетовской сети и непричастен к этому делу никаким боком». «Куда, кому и как пошли деньги за мой трансфер, не имею ни малейшего понятия. Равно как и не знаю, какие налоги с них нужно было заплатить. Да и знать, честно говоря, не хочу», - заявил Аленичев ГАЗЕТЕ.
С виновными в ФСНП определялись три месяца. В итоге обвинение предъявили только Заварзину. Романцев и Панасенко пока проходят по этому делу как свидетели. Впрочем, не исключено, что со временем их статус может измениться. Дело в том, что пока следствие не затрагивало «доаленичевский» период, когда «Спартак» трудоустроил за границей практически всех своих основных игроков. С 1993 по 1996 год клуб продал в зарубежные команды более десятка футболистов. Конкретных сумм, вырученных "Спартаком" от этих сделок, никто никогда не называл. Известно лишь, что речь шла о миллионах долларов, которые, так же как и выручка за Аленичева, осели за рубежом.
Еще на эту тему:
Сергей Микулик
Газета, 08.12.2002
Юрий Заварзин: "Болельщик нынче пошел состоятельный"
Пришествие во второй половине сезона в "Динамо" Юрия Заварзина, совсем еще недавнего гендиректора "Спартака", не могло не вызвать в обширно-разнородной болельщицкой среде нешуточные стихийные брожения. Наиболее радикально настроенные поклонники красно-белых - те для себя четко безвозвратность потери сформулировали: "В "Динамо" ушли спартаковские деньги". Не в том, понятно, плане, что Юрий Владимирович Заварзин кассу клубную с собой прихватил - просто теперь все его бизнес-идеи будут работать на усиление конкурента.
- Когда поступило предложение от "Динамо", вы со "Спартаком" уже ни малейшими обязательствами связаны не были. Но паузу на раздумья, тем не менее, брали...
- Не очень долгую. Но именно из соображений этического характера. Пытался представить, как со стороны такой переход выглядеть будет. Утешил себя в итоге тем, что и в футболе полно примеров, когда тренер либо игрок в соседний клуб переходит, и в бизнесе, когда менеджер может поменять компанию на прямого конкурента.
- Чтобы там полнее реализовать свои амбиции?
- В моем случае амбиции или совсем ни при чем, или почти. Я свои и вне большого футбола как-то реализовывал. Но осталось немало неосуществленных планов, недоработанных идей, недоведенных проектов. И, когда от "Динамо" поступило предложение, я поближе ознакомился с инфраструктурой клуба и решил, что здесь смогу многие из них реализовать.
- А до вашего прихода в клубе, который последние лет пять не может похвастать хотя бы минимальными успехами, была нехватка идей, денег или исполнителей?..
- Я не скажу, чтоб так уж пристально следил за развитием событий в "Динамо", и мнение мое потому может оказаться не самым просвещенным, но, думаю, команду лихорадило потому, что в самом динамовском Центральном совете долго царила неразбериха, и футболисты понимали, что спрашивать с них особо некому - сначала пусть начальники меж собой разберутся, а когда у них до нас руки дойдут, тогда и решим, стоит ли надрываться. А такая психология - она, как ржавчина, спортсмена изнутри разъедает.
- С ее отголосками вы сейчас и боретесь?
- Представьте себе мое состояние, когда при первом знакомстве непосредственно уже с командой я услышал от футболистов, что все, оказывается, обстоит совсем неплохо: задача на сезон поставлена - быть в "пятерке", и если они сейчас идут седьмыми-восьмыми, то и напрягаться особо пока незачем; глядишь, чуть подвезет где, пятыми к финишу и придем. Нижний этот предел и был пределом мечтаний. А когда я спросил, что дает в турнирном плане пятое место и чем оно отличается, скажем, от двенадцатого, то услышал, что за 5-е можно у начальства попробовать еще и премию выбить, тогда как с 12-м этот номер уже не пройдет. Вот с каким настроем "Динамо" сезон этот готовилось заканчивать.
- И вы им, конечно, про традиции тут напомнили?
- Да нет, как раз про амбиции. Ибо традиции клубные - они вечны, и даже самому безразличному к ним поколению взять их и вот так растерять не получится. Но те, кто хочет если не выигрывать, то хоть достойно зарабатывать, должны осознавать, что вокруг команды, ставящей себе потолком это несчастное пятое место, в наше время и в нашей стране всегда будут вращаться меньшие деньги, нежели можно привлечь в клуб, изначально ориентированный на более высокие задачи.
- А как вообще сегодня на футболе зарабатываются деньги?
- Если непосредственно на футболе - смотрите на результаты "Локомотива" в Лиге чемпионов и считайте: нынешний розыгрыш уже принес им порядка десяти миллионов долларов. Это, я вам скажу, годовой бюджет российского клуба повыше среднего. Правда, при этом стоит сначала подсчитать, сколько наш чемпион вложил в клубное развитие, в то, что я называю "площадкой" - в стадион, в базу и т.д. Но таких успешных команд, понятно, было, есть и будет единицы, зато рядом с футболом почва для зарабатывания денег сейчас очень богатая.
- Особенно с приближением любых выборов?
- Нам за политическим календарем очень легко следить: когда узнаваемые люди начинают настойчиво посещать раздевалки после матчей, выборы начинают раскручиваться, а когда их набивается туда больше, чем самих футболистов, - выборы эти уже на носу. И, раз они так рвутся дружить, наша как менеджеров задача - сделать так, чтобы это влечение стало взаимовыгодным. В последние годы резко снизился средний возраст руководителей крупных компаний - сошли те, кто воспитывался еще при партийной системе, и пришли молодые люди, 25-45 лет, спорту отнюдь не чуждые, у которых в их профильной сфере линия развития ясна на годы вперед, сложились при этом определенные финансовые заделы, и сегодня они готовы заниматься непрофильным бизнесом, меценатством...
- Только цифр они при этом называть почему-то не готовы. Никогда и никаких. "Динамо", например, недавно при вашем непосредственном участии заключило трехлетний контракт с "Юкосом"...
- Увы, в контракте прописано, что информация эта конфиденциальная. Таковы уж традиции - не динамовские, нет, традиции российского бизнеса. В то же время любым службам, кому это только законом положено, нетрудно проследить, сколько денег ушло с одного счета на другой и куда они пошли.
- Хорошо, одну тайну вы все же по ходу сезона раскрыли, объявив, что бюджет "Динамо" на следующий год должен составить 22 миллиона долларов. Как говорит герой популярной телепередачи: "Внушает!" Но многие ведь информацию неправильно поняли, решив, что эти деньги где-то "в тумбочке" у вас уже лежат...
- Нет, не все, конечно, но большей частью этой суммой клуб уже может распоряжаться. Например, мы только что заключили договор по продаже билетов на будущий год: отныне права на их реализацию на наши домашние встречи принадлежат Футбольно-туристическому агентству. В прошлом сезоне в среднем на "Динамо" приходили по 8 тысяч человек, в следующем я рассчитываю поднять эту цифру в полтора раза. А благодаря договору уже до старта сезона клуб выручит от продажи билетов вдвое больше средств, нежели годом раньше - будет что вложить в благоустройство стадиона!
- А стадион для клуба - это что?
- Дом - ни больше, ни меньше. Во время работы в "Спартаке" отсутствие такого дома больше всего меня угнетало - постоянно приходилось пребывать в положении бездомного, пусть и не бедного родственника, просящегося на постой. Я уж не говорю, в какую копеечку это клубу ежегодно влетало.
- Но, судя не по внешнему, а внутреннему, подтрибунному виду, динамовский дом выглядит довольно обветшалым...
- Мы заказали техническое заключение, какую нагрузку могут выдержать несущие конструкции, и в декабре его уже получим. Тогда станет ясно, в каком объеме будет производиться реконструкция стадиона - но необходимость ее сомнений не вызывает. Ведь болельщик нынче пошел состоятельный - он готов тратить на любимую команду деньги, но ему в качестве услуги пора уже начинать предлагать нечто большее, чем просто место на трибуне. В этом плане я по-хорошему "Лужникам" завидую - у них планировкой такие VIP-ложи предусмотрены, какие старенькому "Динамо" и не снились...
- Вы не пробовали сравнивать: по статистике спартаковские или динамовские болельщики отрывают больше кресел в среднем за матч?
- Я совершенно не хочу обидеть спартаковских фанатов, но динамовские - они, конечно, куда сдержанней, и в них намного меньше заложено экстремизма.
- Может, просто проигрывать уже привыкли?
- Ну, на пятое место мы команду настраивать точно не будем - Виктор Прокопенко пришел в "Динамо" не намного раньше меня и вынужден был потратить массу времени на эту психологическую ломку. Грядут и изменения: уже подписаны контракты с Балтиевым, тремя игроками молодежной сборной Литвы (они летом были уже на просмотре, да денег тогда на них не нашлось), их ровесником украинцем Матюхиным. Стратегия: брать либо способных усилить отдельные позиции мастеров, либо ребят на перспективу. Середнячков среднего возраста в "Динамо" больше не будет.
- А продавать футболистов - это этически или технически тяжело?
- Главное, чтобы со всех сторон все честно было. В нашем же футбольном бизнесе как: раз обманешь - больше с тобой дела уже никто иметь не захочет. Если продаем пьяницу (слава Богу, нет у нас таких), надо так и объяснять. Не сошлись характерами - успехов и наилучшие характеристики. И вообще: дело чести клуба - помочь всем, кто перестает его по каким-либо причинам устраивать, трудоустроиться. Деньги - ладно, из других источников в случае чего как-нибудь найдем. Самое важное - людьми остаться...
Еще на эту тему:
Газета, 17.04.2003
Швейцарский счет "Спартака"
В распоряжении Федеральной службы налоговой полиции России находятся документы, подтверждающие наличие у футбольного клуба "Спартак" валютных счетов, открытых в банках Швейцарии в нарушение действующего законодательства РФ и не зарегистрированных в ЦБ и налоговых органах России.
"Спартак" отдают под суд
Как сообщили в управлении информации и общественных связей ФСНП, на эти счета были перечисленны денежные средства в размере '7 миллионов долларов от трансфера футболиста Дмитрия Аленичева в итальянский клуб 'Рома'. Согласно имеющимся документам право управления этими счетами 'распоряжением тогдашнего президента 'Спартака' Олега Романцева имели он и гендиректор клуба Юрий Заварзин'.
Информация в отношении обьемов средств, перечисленных за покупку спартаковца, была получена из 'компетентных органов зарубежных стран самостоятельно, в результате расследования проведенного ФСНП', отметил собеседник РИА 'Новости'.
В настоящее время ФСНП в рамках возбужденного уголовного дела по статьям 193 - 'Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте' и 199, часть 2 - 'Уклонение от уплаты налогов' УК РФ проводит следственные действия в целях отработки версии о причастности к противозаконным деяниям бывших руководителей ФК 'Спартак' Москва Олега Романцева, Юрия Заварзина и Павла Панасенко.
В данном случае, считает представитель ФСНП, 'речь идет о нарушениях валютного и налогового законадательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности клуба'. Устанавливается 'причастность указанных лиц к совершению налогового преступления и невозвращению валютной выручки из-за рубежа от продажи игроков клуба', пояснили в ФСНП.
|