Однако в целом можно сказать, что рынок акций самой крупной компании России стабилизировался. Что, видимо, отражает веру инвесторов в фундаментальную высокую ценность компании и в то, что государство не будет ставить под сомнение итоги накопления активов ЮКОСа. Последнее подтвердили и в Кремле - по крайней мере, в одном из его кабинетов.
Когда допрос г-на Невзлина уже закончился, анонимный чиновник администрации президента прокомментировал агентству РИА-Новости ситуацию вокруг ЮКОСа. Учитывая щепетильность проблемы, этот комментарий можно считать почти официальным. Разумеется, позиция Кремля состоит в том, что «Кремль не имеет права вмешиваться в действия суда и следствия». При этом чиновник отметил, что все решения, которые принимались в отношении Платона Лебедева, соответствовали процедуре, предусмотренной новым УПК. «Обоснованы обвинения в адрес Лебедева или нет, я сказать не могу, и не имею права задавать такие вопросы следствию», -- сказал источник агентства, но подчеркнул реальную возможность ущерба для страны от возникшей ситуации, в связи с чем обоснованность обвинений должна быть выяснена как можно скорее: «Чтобы минимизировать ущерб страны, важно, чтобы в максимально короткие сроки состоялось окончательное судебное решение, и расследование не затянулось на долгие годы. В противном случае будет нанесен ущерб имиджу страны». При этом кремлевский чиновник отмечает: если суд решит, что обвинение Платону Лебедеву было предъявлено необоснованно и «это не было добросовестным заблуждением» со стороны следствия, то «следователь и прокурор должны быть привлечены к ответственности, а государство должно возместить ущерб, причиненный незаконными действиями следователя и прокурора». Позиция Кремля в отношении итогов приватизации, подчеркивает собеседник РИА, осталась прежней: они не должны пересматриваться. «Но это не значит, что те, кто когда-то купил у государства имущество, неприкасаемые. Нет закона, который отменял бы ответственность за мошенничество при приватизации», -- отметил источник.
Михаил Ходорковский, между тем, провел в Томске правление компании. В пятницу утром руководители ЮКОСа и всех дочерних компаний отправились на традиционное ежеквартальное заседание. По понятным причинам г-н Ходорковский не смог к ним в тот момент присоединиться. Как сообщают в компании, он вылетел из Москвы в Томск только после полуночи и прибыл туда рано утром в субботу. Там он открыл расширенное заседание правления, посвященное принятию концепции развития корпоративной культуры. Глава ЮКОСа сообщил коллегам, что рассматривает неофициальную позицию Кремля как «сбалансированную» и добавил: «Реальная позиция, насколько я понимаю, вырабатывается в настоящее время».
Вернувшись в субботу из Томска, г-н Ходорковский дал вечером развернутое интервью «Эхо Москвы». Глава ЮКОСа, как и в предыдущие дни, был весьма сдержан в оценках, однако некоторые его комментарии не оставляли сомнений в том, что именно он думает о причинах происходящего: «Когда мы принимали решение о слиянии ЮКОСа с «Сибнефтью», я отдавал себе отчет, что это серьезная экономическая структура вполне мирового уровня. Она не может не вызвать определенной борьбы за себя между различными группировками, не как самоцель, естественно, а как один из факторов в последующей борьбе за власть». «Мое мнение, - продолжил он, - что мы имеем дело с начавшейся борьбой за власть между различными крыльями в ближайшем окружении Владимира Владимировича Путина. Это начало борьбы за власть, которая должна будет завершиться после выборов в марте».
Хотя Михаил Ходорковский отказался уточнить, о каких «крыльях» в окружении президента идет речь, СМИ и без него уже сделали достаточно уверенные выводы о предвыборной борьбе представителей так называемой «силовой» («питерской») группировки за политический и экономический контроль в стране в период после выборов. «Вызов на ковер» крупной и богатой компания Ходорковского, имеющей на рынке влиятельных конкурентов, например, в лице давно поддерживаемой силовиками «Роснефти», должен был стать важным этапом в установлении этого контроля. В пятницу на сайте «Компромат.Ru» появилась прослушка телефонных переговоров, в которых авторы интернет-ресурса опознали заместителя руководителя администрации президента Игоря Сечина, президента компании «Роснефть» Сергея Богданчикова и политтехнолога Станислава Белковского. Учитывая специфический характер сайта, можно испытывать сомнения в «самоценности» воспроизводимых им «документов». Однако нельзя не заметить: расшифровка вполне укладывается в то, что до сих пор было известно (и многократно обсуждалось в СМИ) о борьбе в путинском окружении.
Если предположить, что телефонные разговоры имеют подлинный характер, то становится очевидным: «наезд» на ЮКОС - лишь звено в процессе подготовки к выборам не только 2004, но и 2008 года. «Человек, голос которого похож на голос Сечина», рассказывает «человеку, голос которого похож на голос Богданчикова» о свой неудавшейся попытке втянуть в борьбу с ЮКОСом Михаила Касьянова, запугивая его возможностью установления Ходорковским контроля над Думой и обещая премьеру перспективы президентства после 2008 года. Также «человек с голосом похожим на голос Сечина», утверждает, что «Вождя» он «берет на себя». В свою очередь, «человек с голосом, похожим на голос Богданчикова», обсуждает с «человеком, голос которого похож на голос Белковского» условия оплаты пиар-поддержки операции против ЮКОСа (реально подготовленный - по утверждению СМИ, именно г-ном Белковским - доклад о «планах» Михаила Ходорковского по фактическому захвату политический власти в стране несколько недель назад вызвал резкую оценку ряда политологов, посчитавших его провокацией). Собеседник «Белковского» готов высоко оценить эти усилия, поскольку пиар-кампания, по его утверждению, уже подействовала на «Вождя». И, наконец, «человек, голос которого похож на голос Богданчикова» обсуждает с неустановленным абонентом старт операции по наступлению на ЮКОС.
ххх
ЮКОС намерен ободрить фондовый рынок позитивными новостями. Сегодня компания планирует опубликовать финансовую отчетность за I квартал по международным стандартам отчетности US GAAP. Финансовые показатели работы ЮКОСа в I квартале 2002 года по стандартам GAAP были опубликованы 25 сентября 2002 г. В соответствии с данными отчетности, чистая прибыль компании в январе-марте прошлого года составила 462 млн долл.
"Расшифровка трех разговоров Сергея Богданчикова, появившаяся на сайте "Компромат.Ru":
Записи делались с 1.07 по 2.07. (Кем? - от ред.)
Предположительно, в приведенных здесь разговорах обсуждаются: заранее согласованные действия Богданчикова и Сечина по привлечению М.Касьянова («Михмих») к планируемым действиям. Подтверждаются договоренности Богданчикова и Белковского о совместной "информационной работе". Подтверждается старт «наезда».
Телефон Богданчикова
1. Входящий звонок. Номер не определен. По контексту предположительно Зам. главы администрации Президента Игорь Сечин
С. - Привет.
Б. - Здравия желаю. Как, был?
С. - Был, да, вот звоню поэтому.
Б. - Ну, что.
С. - Как тебе сказать, скорее, ничего, да. Скорее ничего или почти.
Б. - В смысле. Что ты ему сказал?
С. - Сереж, ты ж меня знаешь. Что должен был, то и сказал.
Б. - <нрзб>?
С. - Я говорю, ты ж понимаешь, если мы думаем на четыре года вперед, то мы думаем уже сейчас. Консолидируем ресурсы, начинаем работать. В принципе, ни для кого это сюрпризом, я говорю, не будет. Тем более, кто еще. <нрзб>. Говорю.
Б. - Ты пропадаешь.
С. - Извини, туннель, да. Теперь слышишь?
Б. - Да, теперь лучше.
С. - Да. Я говорю – или мы начинаем работать, или можно расслабиться и ждать. Кто быстрее начнет, тот и выиграет. Понятно же, я говорю. Ты же видишь, Ходор купил Думу уже. Заранее купил. Понимаешь? Как бы они там у нас не химичили, три партии больше одной. Выиграет Зюг, не выиграет, он будет ими крутить, как захочет. С 2004 года он держит Думу. Или мы работаем теперь, мы теперь его останавливаем и идешь ты, или мы сделать ничего не можем уже потом.
Б. - Это понятно. Он что сказал?
С. - В несознанку ушел. Он сказал, Вождь - это надолго, он в такие игры не играет. Представляешь? Так буквально и сказал. Короче, бзднул Михмих.
Б. - А ты.
С. - Сергей, я ему сказал: Вождя я беру на себя. Я говорю, вы там на мешках сидите и трясетесь каждый день. Я сказал, он думает, что он все решает, но вы-то с каких пор думаете? Вы ж ведетесь, его ж в школе еще разводить учили, он разводит, а вы ведетесь. Я так и сказал – с ним тоже можно разговаривать. Он все понимает. Он больше вас про себя понимает. С ним вполне можно договариваться. Беру Вождя на себя. Просто местами потом поменяетесь и все. Он же не туркмен, чтобы памятник себе при жизни ставить и в цари вылезать.
Б. - Может, резко как-то. Я не знаю, ну надо было мягче. Конечно, они там боятся все. Ты не боишься, да? Я его понимаю. Передавил, да. Все, да?
С. - Ну я говорю, но, может быть, какие-то шаги. Я говорю, может двинем тогда особо зарвавшихся. Посотрудничаем по части пиара, да. Он засмеялся так еще, типа я шучу. Я говорю, есть люди, люди могут договориться с Вождем, договориться с кем хочешь. Я говорю, святых нет. Люди помогут деньгами, помогут материалами. Пришлем специалистов, все сделаем в лучшем виде.
Б. - Ну.
С. - Он сказал, по части пиара да. По части пиара можно. Пиар с человеческим лицом и в черных масках. Он сказал, можно попробовать поработать. Белковского к ним заслал.
Б. - Без фамилий – телефон…
С. - Завтра сам и прочитаю. Не ссы.
Б. - Ладно, звони тогда. На связи.
С. - Есть.
2. Исходящий звонок – собеседник предположительно С. Белковский
- Здравствуйте, Сергей Михалыч.
- Привет, Стас. Я чего звоню.
- Работаем?
- Работаем, да. ты понимаешь, я могу их сделать по своим каналам. Лицом в пол. Сесть не сядут, но обосрутся. Три дня в Бутырке и он поймет, кто в лесу главный. Он меня заебал, Стас. Я некоторые вещи не забываю.
- Я понимаю, да. Но я хочу понять, насколько в силе наши договоренности. И по делу, ну и по деньгам.
- Да мне не важно, что там по деньгам. Ты понимаешь, что это все сейчас не деньги.
- Мне важно.
- Я понимаю, да, но ты не дергайся.
- Про цены вы помните. Но это стандарт. Ну плюс там.
- А там я сам. Там можно по другим каналам.
- Хорошо, как удобней.
- Разводка прошла ведь?.
- Да, да, я понимаю, да. Думаю, он их понервировал.
- Да, но главное – Вождя завел. Как меня, извини, конечно, не так как меня. Но вот. Они там ссут малость, потому что Запад, выборы, то се. Им не надо проблем под выборы. Им со своими дураками проблем хватает. Им надо показать, что это хорошо. Это воспримут хорошо.
- Да, но ты же сам говорил. Мы создаем шум. Создаем фон. То есть у всех возникают подозрения, да. Все немного теряются.
- Все и так все понимают. Многие вообще помнят, что такое сначала был Менатеп. Кого этим удивлять.
- Да, ну вот. То есть предварительные договоренности в силе.
- Если вы придерживаетесь условий.
- Я да. (Смеется)
- Хорошо.
- Пока, Стас.
- До свидания, Сергей Михалыч..
3. Исходящий звонок. Собеседник неизвестен.
- Дим, ну как там?
- Все по плану. Тормознуть пытались, но мы тут отбились.
- Ебанем?
- Ну да, будут знать, суки, как отказываться от выгодных предложений (смеется). Не тормознут, как в прошлый раз?
- Тело мы взяли на себя.
- Там все в порядке?
- Говорю тебе – взяли на себя.
- Ну понял.
- Только не тяни.
- Ясен пень.
- Все.
- Есть.
Читайте последние новости о Михаиле Ходорковском в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|