Ярославу Грекову 26 лет. Три последних года его называют "Моськой Рунета". На своем сайте RICN.RU он не боится лаять на самых толстых "слонов" IТ-бизнеса. "Слоны" к Грекову относятся с презрением, однако внимательно за ним наблюдают. Греков не стесняется в выражениях и публикует непроверенную компрометирующую информацию. Он охотно рассказывает, что половина материалов на сайте проплачена. Именно этому человеку два месяца назад партия КПРФ доверила свой сайт и свой имидж.
- Как появился ваш сайт RICN.RU?
- Сперва это было просто увлечение, домашняя страничка на бесплатном сервере. Первая скандальная история - мое увольнение из одной из крупнейших тогда Интернет-компаний. Я описал всю историю в красках. После этого люди из различных IТ-компаний стали сливать мне такого рода информацию, и за год сайт стал весьма популярным. Я публиковал все, что присылали обиженные сотрудники. Иногда попадалась очень скандальная информация. Поэтому сайтом заинтересовались. Но это было хобби, ни в коем случае не бизнес.
- А когда начался бизнес? - У меня долго не было нормальной работы. Непродолжительное время я занимался сайтом eStart.ru. На интернет-рынке меня уже считали скандалистом и вообще чуть ли не сумасшедшим. Но ко мне стали присматриваться, мои рейтинги перепечатывал журнал "Эксперт", обо мне писали "Коммерсант" и "Ведомости". Мне начали предлагать деньги за работу. В первый раз, когда это произошло, я был в шоке. Однако сомневался очень недолго и деньги взял, поставив дело на коммерческую основу. Вскоре появились инвесторы, и я продал половину проекта за символические деньги, можно сказать, за зарплату.
- Сколько сейчас стоит RICN?
- Номинальная стоимость - $50 тыс. Но это же условно, все зависит от спроса. Сколько предлагают, столько и стоит. Никаких сверхприбылей нет. Расходы на содержание сайта - это зарплата программисту и верстальщику. Основной доход мы получаем от проплаченных публикаций, их половина. Посещаемость постоянно растет (сейчас заходят до 4 тыс. человек в день), количество публикаций тоже. RICN многим интересен как инструмент экстремального PR.
- А что вы никогда не опубликуете на вашем сайте?
- Что-нибудь совсем невменяемое и бездоказательное. Вот на днях пришло сообщение из известного инвестиционного банка, что сотрудник одной крупной нефтяной компании (названа его фамилия) предлагает продать этому банку конфиденциальную информацию о своей компании. Что это такое - непонятно. Может, человека хотят подставить. Или меня. Есть же закон об инсайдерской информации, а мне пишут в основном инсайдеры. Правда, пока нет механизмов действия этого закона, но все же.
- Самый крупный скандал с вашим участием можете назвать?
- Год назад я опубликовал аудиторский отчет об отношениях между "Итерой" и "Газпромом". На следующий же день этот отчет появился на Компромат.ру, но я был первым. Тогда в "Газпроме" шла борьба: миноритарные акционеры хотели сменить аудитора. И сменили-таки. Прошлым летом случился другой скандал: я обнародовал сообщение о разгоне Страны.ру, которое в тот же день перепечатали газеты. Мне тогда сообщили, что эта компания "кинула" около 200 человек.
- А до суда доходило?
- Нет, никогда. Одна компания как-то предъявила претензии, но их юрист был абсолютно безграмотен в вопросе права в Интернете. А больше ничего не было. Сайт все же не такой солидный, как, например, Компромат.ру. Вот у них по нескольку исков в месяц. А для меня иск будет только лишней рекламой RICN.
- А как же вы в КПРФ попали?
- Два месяца назад меня пригласил Илья Пономарев, который возглавляет информационно-технологический центр ЦК КПРФ.
- Он вашей репутации не испугался?
- Напротив. Ведь RICN.RU стал своеобразным профсоюзом IТ-работников: обиженный приходит и рассказывает, кто его обидел. Именно поэтому Пономарев обратил на меня внимание. Он давно знает мой сайт, хотя бы потому, что и про него там были нелицеприятные истории. Да и сейчас есть - я никогда ничего не снимаю.
- Вы коммунист?
- Я руковожу интернет-направлением, но я не член партии и даже пока не кандидат, хотя разделяю многие взгляды.
- А что вам запрещено делать на сайте КПРФ?
- На сайте КПРФ нельзя говорить неправду... Если серьезно, то все можно, что не запрещено законом и что отвечает идее партии. Тем более что Интернет - область не слишком регламентированная. Именно поэтому это очень удобная платформа для продвижения любых идей. И в политике Интернет-технологии весьма эффективны: это же мгновенная информация, к тому же пользователи интернета - наиболее мобильная и активная часть избирателей. В этом можно убедиться на примере прошлых выборов: и президентских, и думских. Другое дело, что тогда использовался в основном черный PR, причем самый примитивный: фальшивые сайты, сливы грязной информации... За всем этим я подробно следил.
- КПРФ много внимания уделяет своему сайту?
- Безусловно, тем более что начался предвыборный год. Геннадий Зюганов часто дает онлайновые интервью - а по всему Интернету люди пишут и вешают баннеры типа "Зюганов чатится с товарищами". Понимаете, у партии сейчас сильно меняется имидж. Создание нового имиджа, который мог бы привлечь и молодежь, - одна из моих главных задач. Я стараюсь привнести элемент юмора в предвыборную борьбу, пытаюсь донести до столь критически настроенной части населения, как интернетчики, программу партии. Популярность сайта все время растет, сейчас заходят уже 2 тыс. человек ежедневно - это больше, чем на сайтах всех основных партий. На многих партийных сайтах информация о посещаемости вообще закрыта - им стыдно.
- Вам когда-нибудь угрожали?
- Да сколько угодно. Особенно те, про кого пишу правду. Вот, например, однажды ноги обещали поломать.
- Ну и как?
- Обошлось...
***
Досье
Ярослав Греков, 26 лет. Окончил американскую бизнес-школу NYU-Stern. Работал аналитиком по телекому в инвестиционной компании "Проспект", ИК "Стипл-Чез", брокером. В 1999 году впервые начал работать в Интернете, делал сайт знакомств. Затем перешел в компанию Actis Systems, однако проработал там всего три недели и был уволен. После этого начал работу над сетевым сообществом RICN.RU.В настоящее время - руководитель Интернет-проектов КПРФ.
|