Сколько ни тверди, что у слова "политик" женского рода нет, практика теорию опровергает. Еще как есть. Начинающаяся в Санкт-Петербурге губернаторская кампания подтверждает это на все сто процентов - цифрам явки на зависть.
В бой за право руководить Северной столицей, видимо, пойдут в основном дамы: полпред Президента Валентина Матвиенко, вице-губернатор Анна Маркова, экс-министр, депутат Оксана Дмитриева, вдова Анатолия Собчака сенатор Людмила Нарусова и вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада (последние трое - по слухам). Мужских имен в списке пока нет, и уже поэтому кампания обещает быть нетипичной для России. Помнится, в свое время Салтыков-Щедрин писал о двух градоначальницах, которых на ночь заперли вместе, а наутро нашли лишь "смрадные кости". Выборные кампании с их открытым соперничеством политических дам - тоже вещь рискованная. Но без них не обойтись.
Как воспринимают избиратели женщину-политика, какие требования к ней предъявляют, на какие "грабли" она рискует наступить до и после избрания? Вопросы мы переадресовали завкафедрой политической психологии философского факультета МГУ Елене Шестопал.
- От политиков-женщин и политиков-мужчин избиратели ждут примерно одного и того же - личностной силы, активности, способности навести порядок, - считает она. - Но есть разница в восприятии, которая обусловлена нашими национальными традициями.
В России не так уж много женщин-политиков, поэтому и материала для исследований у психологов в обрез. Но одно бросается в глаза сразу: избиратели ждут от дамы, идущей во власть, что она будет не только сильной, умной и профессиональной, но и обязательно - привлекательной внешне. Облик мужчины тоже имеет значение, но к нему избиратели более снисходительны: "С лица воду не пить". В отношении к женщине мелочей нет. Оценивают, как под микроскопом, буквально все: от подошв на туфлях до того, какой косметикой кандидатка пользуется. Кстати, замечает наш эксперт, той же Валентине Матвиенко эта особенность национального восприятия хорошо известна. Она всегда производила впечатление дамы, подтянутой внутренне и внешне. А в бытность свою вице-премьером "по социалке" старалась нигде (кроме тех мест, где была уверена в отсутствии фото- и телекамер) не появляться в шубе. Только в элегантном пальто. Барства и роскоши ей бы не простили - хотя даже в метро встречаются женщины в норковых шубах, и никого это уже не удивляет.
Женщины по природе своей лучше способны к коммуникации. Но в принципе для любого кандидата вне зависимости от пола и возраста важна искренность, умение установить контакт с аудиторией. Сравнивать питерских претенденток трудно. Матвиенко агрессивно-обаятельна, умеет общаться с мужчинами на равных. Маркова чуть грубовата (хотя ее выходка в ЗакСе накануне отставки Яковлева была, скорее всего, не спонтанной, а пиар-акцией). Оксана Дмитриева тоньше, интеллигентнее, но такое впечатление, что она намеренно не использует свой женский ресурс - строит отношения на сугубо бесполом, чисто профессиональном уровне, и это ей вовсе не в плюс. Впрочем, возражает Елена Шестопал, здесь возможны разные субъективные оценки.
- К женщине-политику предъявляют повышенные и зачастую противоречащие друг другу требования, - говорит эксперт. - Не случайно когда-то для российских избирателей идеалом стала Маргарет Тэтчер с ее манерами леди и напором уличной торговки, как сказал о ней один из соотечественников. Дама, идущая во власть, должна быть "гермафродитом" - проявлять и женские, и мужские качества. Быть суперпрофессионалом, сильным, жестким и активным. Чтобы выжить в политике, даме не обойтись без агрессивности, причем чисто мужской ("если что не по мне, то могу и в глаз дать!"). Но публично проявлять такие качества ни в коем случае нельзя, избирателей это отталкивает. В их глазах надо выглядеть настоящей женщиной - то есть нежной и хрупкой. Сильной и слабой одновременно. Умной, но не всезнайкой и не "синим чулком". Умеющей идти напролом, но при этом кокетничать и демонстрировать чисто женское обаяние. В общем, быть Джеймсом Бондом и его девушкой "в одном флаконе" - роль, которая не снилась ни одному голливудскому актеру. Играть ее очень трудно, женщина-политик постоянно ходит меж двух огней. Срывы, ошибки и рубцы на личности для нее - неизбежность.
Очень важный момент для кандидатки - личная часть ее биографии. Семья, муж, дети... Какая по счету семья у кандидата-мужчины, на ком он женат и есть ли у него любовницы, избирателей по большому счету не интересует (разве что в крайних случаях, когда идет слив компромата). В питерской кампании, считает Елена Шестопал, фактор биографии может сыграть даже более важную роль, чем пресловутый административный ресурс. Семейная жизнь Валентины Матвиенко широкой публике почти не известна. Оксана Дмитриева родила ребенка "между заседаниями" Госдумы, хотя это тоже вряд ли известно избирателям. Маркова широкой публике знакома мало, она вообще не публичный политик. Как бы то ни было, выбирать будут прежде всего нормальную женщину, кандидаткам надо точно и четко предъявить избирателям эти моменты своей биографии.
Питер делит граждан страны на своих и чужих, это тоже важно. Пост полпреда добавил за последнее время Матвиенко симпатий. Маркова "своя", но она человек Яковлева. Оксана Дмитриева, хоть и живет в Москве, душой осталась в Питере, часто приезжала к родителям. Ирина Хакамада для Северной столицы слишком экзотична, а имя Людмилы Нарусовой отягощено скандалами. Последняя кандидатка вряд ли, считают многие эксперты, вообще пойдет на выборы. Для Владимира Путина не слишком удобен выбор между двумя дамами, с одной из которых его связывает общая работа, а с другой - память о ее муже. Да и ставить в Питере Кремль должен на бесспорно выигрывающего кандидата. Им является Матвиенко. По мнению нашего эксперта, она переиграла бы даже Геннадия Селезнева и Сергея Степашина, если бы они решили вступить в борьбу. Кроме того, Валентину Ивановну однажды уже отзывали с питерских выборов и подставлять второй раз, скорее всего не станут.
Еще Вандербильд говаривал: "Если женщины хотят, чтобы мужчины обращались с ними на равных, пусть не обижаются, когда им дают под зад коленом". Держать удар все претендентки на пост губернатора умеют. "Коня на скаку останавливать" - им вполне по силам. Вести избирательную кампанию, завоевывать симпатии избирателей - тоже. Ни у одной из них нет скользкой репутации чьей-то выдвиженки через постель. Пиар-кампании женщинам вообще даются легче, чем сильному полу. Трудности для новой губернаторши начнутся после избрания. По словам Елены Шестопал, проблемы у женщин во власти связаны с их психологическими особенностями - например, они всегда колеблются, принимая решения, стремятся строить со своим окружением не формальные, а чисто человеческие отношения, часто впадая при этом в грех фаворитизма. В отличие от российских императриц, с которыми нынешних женщин-политиков часто сравнивают, последние всегда должны прежде всего ответить делом на вопрос "А кто ты такая, чтобы нами командовать?" не только избирателям, но и коллегам. Но все-таки, по мнению эксперта, наше патриархальное общество в последнее время наконец-то сдалось и допустило саму мысль о том, что женщина в России может быть полноценным и полновластным политиком, писателем, ученым. Это очень важно.
Городу же в сущности все равно, кто им руководит. Лишь бы решались хозяйственные проблемы, а градоначальник умел вовремя убирать мусор, не вынося его из избы.
|