Что стоит за громким убийством питерского "авторитета" в Москве?
РАССТРЕЛ
В воскресенье 25 мая почти провинциальную тишину узенького московского переулка со странным названием Обух, что у Земляного Вала, разорвали неожиданные, как гроза зимой, автоматные очереди. Стреляли долго, а потом взревел мощный мотоциклетный двигатель, и опять воцарилась тишина...
На месте канонады остался буквально изрешеченный пулями «Ниссан». Двери машины так никто и не открыл, и перепуганные жители Обуха быстро вызвали милицию. Прибывший на место происшествия наряд осмотрел «Ниссан», а потом все-таки распахнул дверцы автомобиля. На водительском сиденье и рядом с ним были два истекающих кровью трупа. На заднем сиденье находились мужчина и женщина. Мужчина был мертв, а вот женщина, хотя и ранена, но жива.
Подобными происшествиями Москву не удивишь, поэтому эксперты и следователи тут же начали рутинную работу.
Женщину, получившую две пули в плечо, моментально доставили в больницу. У пострадавшей был болевой шок, поэтому отвечать на вопросы следователей она не могла. Да на начальном этапе этого и не требовалось. У всех погибших мужчин, находившихся в машине, были с собой документы. За рулем сидел 52-летний Денис Чиков, московский водитель с большим стажем. Рядом - некто Денис Царев, 27-летний житель Тихвина, по документам — помощник представителя Таймыра в Совете Федерации. А вот погибший мужчина, который находился сзади, оказался легендой криминального мира Санкт-Петербурга. Это был Константин Карольевич Яковлев, больше известный, как Костя Могила.
В конце концов, оставшаяся в живых женщина пришла в себя. Оказалось, что это 30-летняя Марина Волина, тоже уроженка Петербурга и подруга Кости Могилы. Она-то и рассказала о том, что произошло 25 мая.
Константин Яковлев и Марина Волина уже довольно давно перебрались из Петербурга в Москву и жили в шикарной съемной квартире на Земляном Валу, соседствуя с Аллой Пугачевой и Филиппом Киркоровым. Обедали всегда в одном и том же месте - в ресторане «Совинцентра». Видимо, постоянство привычек Костю Могилу и погубило.
25 мая в 16:50 иномарка свернула с Земляного Вала в узенький переулок Обуха. Здесь, около здания представительства ООН, дорога делает поворот, и Чиков был вынужден затормозить. Тут-то с машиной и поравнялся черный мотоцикл. Киллеры ждали своего часа на пандусе реконструируемого здания Института питания. Их явно инструктировали по рации или мобильному телефону. Двое убийц подъехали к «Ниссану» почти вплотную и открыли шквальный огонь.
Марину Волину спасло чудо — за мгновение до того, как началась пальба, она нагнулась, чтобы завязать шнурок. И все же две пули попали ей в плечо, задев грудь. А вот всех мужчин буквально нашпиговали свинцом — они погибли на месте. Злоумышленники бросили два автомата Калашникова и умчались.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ
У следствия не было и нет никаких сомнений относительно того, за кем конкретно охотились киллеры на мотоцикле. Конечно, за Костей Могилой. И хотя в последние годы Яковлев практически порвал все отношения с «братвой», занимался легальным бизнесом и даже перебрался из Петербурга в Москву, врагов в родном городе у него оставалось более чем достаточно.
Я не люблю и не признаю «бандитской романтики», которой сейчас так упиваются некоторые питерские СМИ и отдельные авторы. Но надо понимать: бандитский передел, настоящая война, которая полыхала на улицах города в начале и середине 90-х годов, -эта такая же неотъемлемая составляющая нашей новейшей истории, как, скажем, первые выборы или повальная приватизация промышленных объектов. Причем бандитский передел очень тесно связан и с тем, и с другим. Константин Яковлев — активный участник всех тех событий, и без него трудно понять, что же происходило тогда и что происходит сейчас. Поэтому стоит немного рассказать о самом Косте Могиле.
Константин Яковлев родился 4 февраля 1954 года в Ленинграде в интеллигентной семье. Парень с самого детства серьезно занимался вольной борьбой и достиг уровня кандидата в мастера спорта. Некоторое время проработал на Южном кладбище, где и получил свою
мрачную кличку. В начале 1980-х годов Костя Могила занялся перевозкой денег подпольных предпринимателей, которые буквально через несколько лет стали вполне легальными и даже очень богатыми. Найти свое место в криминальном мире Питера Яковлеву помогло знакомство со многими "авторитетами", которых Могила знал с детства.
В начале 1990-х годов у Яковлева возникли проблемы с Уголовным кодексом. Его арестовали по обвинению в вымогательстве, но, продержав 4 месяца в СИЗО, выпустили на свободу. Многие ошибочно называли Могилу «вором в законе», однако, по оперативным данным, он так и не был "коронован". Примерно с 1995 года Яковлев становится практически легальным предпринимателем.
Свою же беспокойную "бандитскую юность" Могила начал в подзабытой уже, но когда-то очень влиятельной группировке Александра Малышева. В конце концов в этой группировке Яковлев занял руководящую должность и ему даже, по некоторым данным, было предложено стать "смотрящим" по Санкт-Петербургу. Говорят, от этой «почетной роли» Костя Могила со свойственным ему тактом отказался.
Но все это не суть важно. Важно то, что и в деловом мире Петербурга, и в преступном мире Константин Яковлев имел практически незыблемый авторитет.
На каком-то этапе Могила вышел из-под контроля Александра Малышева. Точнее, последний упустил бразды правления. И Костя Могила оказался один на один с мощнейшим в Петербурге сообществом - так называемой тамбовской преступной группировкой. С 1993 года на Костю Могилу покушались шесть раз, и с лидером «тамбовцев» Владимиром Барсуковым (Кумариным) у Яковлева были крайне напряженные отношения. Но, в конце концов, обе группировки заключили перемирие. «Тамбовцам» отошел почти весь нефтебизнес, заправки, муниципальный транспорт, теплоснабжение. Константин Карольевич контролировал Морской порт Петербурга, лекарственно-аптечный бизнес, телерекламу и традиционно, но не полностью (вспомните первую профессию Константина Яковлева), — кладбищенский бизнес.
То есть, казалось бы, равновесие восстановилось, и никто никого не собирался убивать. Так почему же погиб Костя Могила?
ВЕРСИИ
Интересно, что даже руководители ГУВД тех лет, в частности Юрий Лоскутов, считают, что Костя Могила в криминальном мире Петербурга выполнял как раз роль «стабилизатора», который не позволял бандитам опять скатиться к массовым кровавым разборкам, как это было в начале 90-х. Но тем не менее у Яковлева были в родном городе достаточно серьезные деловые интересы, из-за которых его и могли убить.
Во-первых, по слухам, Константин Яковлев, как вполне легальный бизнесмен, вел дела с женой губернатора Петербурга Владимира Яковлева. И если вспомнить последние события, -как нынешнего градоначальника активно отодвигали от власти, - то можно предположить, что таким образом был перекрыт один из каналов бизнеса семьи губернатора. Но эту версию категорически отвергает бывший начальник ГУВД Петербурга, а ныне депутат Законодательного собрания города Аркадий Крамарев.
Во-вторых, Костя Могила отказался в свое время стать «смотрящим» по Петербургу от московских воров. А вот активный участник бывшей казанской группировки(некогда разгромленной «тамбовцами») Артур Кжижевич от этой «чести» не отказался и в 2000 году, после выхода из мест лишения свободы, «смотрящим» вроде бы стал.
У Кжижевича с Костей Могилой были давние счеты. Еще с тех времен, когда «казанцы» попытались оттеснить Яковлева от кладбищенского бизнеса и подмять все под себя. И — самое главное. Костя Могила всегда очень дорожил «жемчужиной» своей империи - контролем над Морским портом Санкт-Петербурга. А вышедший из тюрьмы Артур Кжижевич начал с того, что стал активно «выдавливать» людей Кости Могилы из порта. Не секрет: Морской порт - это очень и очень большие деньги. И люди из тех сфер, с которыми общался Могила, ради таких денег не остановятся ни перед чем.
Есть еще одна версия. В 2000 году люди одного из лидеров «тамбовцев» Боба Кемеровского активно готовили покушение на Костю Могилу, но «бойцы» Константина Яковлева вычислили киллеров и обезвредили их. То есть можно предположить, что перемирие между «тамбовцами» и Костей Могилой закончилось, и опять начался передел сфер влияния.
И еще один характерный момент. Константин Яковлев был убит в Москве буквально накануне поспешного отлета в Германию. Он, вероятно, знал о подписанном ему приговоре и пытался избежать смерти.
Понятно, что заказчики этого убийства никогда не будут названы официально. Как это почти всегда происходит в случаях с убийствами политиков и крупных криминальных авторитетов.
Но...кое-что можно будет понять, когда в Петербурге начнется очередной передел сфер влияния. А он после убийства Кости Могилы произойдет обязательно - в этом ни у кого сомнений нет.
|