Приближающиеся выборы главы Ленинградской области до предела обострили политическую обстановку в регионе, до сих пор выглядевшую абсолютно прогнозируемой. Мало того что начал снижаться предвыборный рейтинг действующего губернатора Валерия Сердюкова, под вопросом оказалась и поддержка, оказываемая ему федеральными властями.
Одним из симптомов нового расклада сил стало избрание председателем местного Законодательного Собрания 29-летнего Кирилла Полякова (сына гендиректора молочного комбината "Петмол"), против кандидатуры которого решительно выступала администрация области. Новый областной спикер отвечает на вопросы "Дела".
- Ленинградская область - самостоятельный субъект Федерации. Но ее административный центр почему-то расположен на территории другого субъекта - Петербурга. Не стоило бы вам поискать столицу на территории области?
- Просто так исторически сложилось, что административным центром Ленинградской области является Петербург. Так же, как исторически сложилось, что административным центром Ломоносовского района является город Ломоносов, который входит в состав Петербурга. Надо ли это менять? Не думаю, что это будет правильно. Ведь создание новой столицы области ляжет тяжкой нагрузкой на наш бюджет.
- Но ведь можно использовать один из имеющихся районных центров - скажем, Гатчину или Всеволожск.
- Вы представляете, какое количество людей надо будет переселить и какое огромное количество новых площадей надо построить или отремонтировать. На это придется потратить весь годовой бюджет области!
- Губернатор Валерий Сердюков известен своим резко отрицательным отношением к идее объединения Петербурга и области. Каков ваш взгляд на эту проблему?
- Вопрос на сегодня еще недостаточно проработан. Надо четко понять схему объединения, вопросы разграничения полномочий между городом и областью, чтобы область не осталась не у дел, как некий земельный придаток к большому и развивающемуся мегаполису. Область не должна оказаться нагрузкой, но и не должна стать просто сырьевой зоной. Нельзя забывать и о жителях отдаленных территорий области: ведь сегодня на том же нашем северо-востоке жизнь идет далеко не так активно, как в Ломоносовском и Гатчинском районах.
- Согласно результатам социологических опросов, число областных жителей - сторонников объединения все последние годы сокращается. Однако их по-прежнему больше 50%.
- Все в конечном итоге должен решить референдум. Я думаю, что люди, живущие в 50-километровой зоне от города, естественно, позитивно оценивают объединение. Ведь они по большей части связаны с городом. Что же касается жителей дальних районов, то здесь я соцопросам доверяю не сильно. А доезжали ли туда опрашивающие или же они проводили опросы в пределах движения автобусов? Доезжали ли социологи до Волхова? Не надо забывать и о горожанах: а хотят ли они объединяться с Ленинградской областью? Ведь в объединенном субъекте уровень жизни жителя Волховского района должен быть абсолютно равен уровню жизни жителя Фрунзенского района. И дороги там должны быть точно такие же, и во дворах точно так же должны стоять скамейки, детские горки и так далее. А это - достаточно серьезный уровень капиталовложений.
- Общеизвестна ваша связь с "Петмолом", который, кстати, весьма успешно осуществляет интеграцию города с областью.
- Интеграцию осуществляет не только "Петмол", но и многие другие бизнес-структуры, исторически работающие в городе и сейчас успешно работающие в области. "Петмол" сегодня - это только одна из первых ласточек в этом процессе. Есть другие структуры, такие, как "Парнас-М", которые также успешно решают и вопросы сельского хозяйства, и строят заводы на территории области. Если вы намекаете на то, что именно из-за интересов "Петмола" я говорю об идее объединения города и деревни, то это не так. Есть вопросы, которые необходимо сегодня решать между Петербургом и Ленинградской областью. И в первую очередь, это не вопросы сельского хозяйства, а вопросы экологии и миграции населения из города в область. Миллион проблем, которые городу и области необходимо решать вместе. Петербургские власти не должны от этого дистанцироваться: мол, раз люди из города уехали, то мы ничего не знаем. Люди ведь уезжают не на Кипр. То, что они делают на Кипре, может быть, всем и все равно. А вот о том, что они делают в Ленинградской области, правительству Петербурга нужно думать.
- С кем-нибудь из городских чиновников вы эти вопросы обсуждали?
- Я с ними встречался, но исключительно для того, чтобы на данном этапе поздравить и не мешать. У них и без меня сейчас целый воз проблем, связанных с юбилейными торжествами.
- На прошлой неделе вы обнародовали список кандидатов на сенаторское кресло. Один из наиболее вероятных претендентов - петербургский чиновник Владимир Чуров. Одно областное сенаторское кресло уже занято петербуржцем - Сергеем Васильевым, теперь и на второе вы предлагаете горожанина.
- Второй человек в Ленинградской области - председатель Законодательного Собрания - тоже петербуржец по прописке. Я всегда занимал такую позицию: не важно, где ты прописан, важно, где ты работаешь. На самом деле, я включил в свой список тех, кто к определенному моменту написал соответствующее заявление. Я не стал брать на себя ответственность в принятии решения, кто будет хорошим сенатором, а кто - плохим. На этот вопрос должны ответить, в первую очередь, 49 моих коллег.
Что касается представленных мною кандидатов, то каждый из них, считаю, в той или иной мере достоин и в состоянии представлять интересы Ленинградской области. Скажем, г-н Шадаев - жутко, жутко активный предприниматель. Объема его кипучей энергии, по-моему, хватит на то, чтобы поставить на уши все Федеральное Собрание.
- Если, конечно, в столице у него останется время на законотворчество.
- Сегодня он большую часть времени занимается вопросами Законодательного Собрания, а не вопросами своего бизнеса. Я считаю, г-н Шадаев абсолютно спокойно мог бы представлять интересы Ленинградской области и благодаря своей энергетике проталкивать любые сложные вопросы.
Если говорить о г-не Семенове, то тот опыт, который он приобрел в том числе и на месте заместителя председателя ЗакСа, думаю, позволил бы ему хорошо организовать работу в Совете Федерации.
Что же касается г-на Чурова, то я не знаю, лоббирует ли кто-нибудь его интересы. Я его знаю по своей старой работе, знаю, что он достаточно много времени в своей работе посвящал проблемам взаимоотношений города и области. Мне лично это импонирует.
Так что все кандидаты - достойные. А вопрос должен решиться голосованием депутатов 24 июня. Конечно, не исключено, что появится еще какая-нибудь кандидатура - 17 депутатов имеют право выдвинуть в Совет Федерации еще кого-нибудь. При этом немаловажный вопрос: какой пост наш сенатор сможет занять в Совете Федерации. Не секрет, что команду определяет руководитель, и возьмет ли Сергей Миронов в свою команду кого-либо из наших 4 кандидатов - это тоже очень важно.
- Тогда же, 24 июня, должна быть определена и дата губернаторских выборов в Ленобласти. Вот, скажем, ваш предшественник - г-н Климов - начал собирать подписи депутатов за перенос выборов на декабрь. Вы лично склоняетесь к сентябрю или к декабрю?
- Мы намерены вынести этот вопрос на голосование. Дату выборов, по закону, необходимо определить на этой сессии.
- Вы ждете бурной кампании?
- Сегодня официально озвучено два кандидата - Густов и Сердюков. По данным некоторых соцопросов, у Сердюкова шансов больше. Что случится за оставшееся время, какие еще кандидаты появятся - увидим летом.
- Считается, что за последние месяцы позиции г-на Сердюкова - в том числе и с точки зрения поддержки со стороны федеральных структур - пошатнулись.
- Что такое позиция федерального центра по вопросу выборов губернатора субъекта Федерации? В федеральном центре есть очень много работников, облеченных той или иной степенью власти. И если есть личные отношения этих людей к Сердюкову, Полякову или Густову, то это просто межличностные взаимоотношения. Ни осенью, ни зимой, ни весной президент Путин не выходил и не заявлял: "Я люблю Сердюкова" или "Я люблю Густова". И не заявит такого никогда.
- Однако на должность заместителя Валентины Матвиенко недавно был назначен г-н Нестеров, известный своими симпатиями к г-ну Густову.
- Новый полпред набирает себе команду. В первую очередь, в вопросе госслужбы оценивается не привязанность к той или персоналии, а преданность существующему президенту и понимание стратегии развития Российской Федерации в целом. Если человек соответствует этим критериям, то он имеет право претендовать на эти должности. Думаю, что г-н Нестеров целиком и полностью соответствует статусу, и могу только поздравить его с назначением и пожелать ему успехов в нелегком труде.
- Известный предприниматель, глава "Ливиза" Александр Сабадаш полторы недели назад стал членом Совета Федерации. Не секрет, что именно его влияние во многом помогло вам при избрании на пост спикера. Совпадение этих событий во времени - случайность?
- Я не принимал участия в продвижении г-на Сабадаша в Совет Федерации, это - сто процентов. Если же говорить вообще о приходе бизнеса во власть, то нельзя забывать, что бизнес всегда создавался вокруг власти. Вот странно: мы не упрекаем министра сельского хозяйства Америки в том, что он приезжает в Россию лоббировать интересы конкретной компании, производящей куриные окорочка. Но при этом как только кто-то из наших чиновников начинает лоббировать интересы какой-то конкретной компании, которая что-то делает для региона, мы тут же упрекаем его в аффилированности или коррупции. Сегодня самая большая проблема, которая есть и у власти, и у бизнеса, - это кадры. Поэтому если власть смогла оторвать от бизнеса какие-то хорошие кадры, то это, в первую очередь, хорошо для власти.
|