Колпинским налетчикам вменяют новые эпизоды
Калининское РУВД продолжает расследование преступной деятельности так называемой ОПГ Горохова, которая с минувшей осени держала в страхе добрую половину Петербурга. Члены этой группировки - Евгений Горохов, Александр Стецук и Александр Коваленко - были задержаны оперативниками в последних числах февраля этого года. К настоящему времени им инкриминируются 14 грабежей и разбойных нападений, совершенных в различных районах города. Сами задержанные на первых допросах назвали еще более впечатляющую цифру - около 200 разбоев (за ее точность участники группировки не ручаются). Однако доказательная база по большинству из названных ими преступных эпизодов у следствия пока отсутствует.
Группировка Горохова базировалась в Колпине, где проживали практически все ее активные члены. Лидер колпинских налетчиков - Евгений Горохов в начале 1990-х годов имел славу главаря тосненской группировки, но в дальнейшем перебрался поближе к мегаполису и стал заниматься разбоями в северной столице. Остальные" участники группы тоже не были коренными жителями Колпина: в основном они снимали здесь квартиры.
Оперативникам удалось смоделировать схему, по которой действовали налетчики. Она была настолько же проста, насколько эффективна. По вечерам члены бригады выезжали в Петербург, занимали наблюдательный пост в районе платных автостоянок и выбирали себе жертву среди владельцев дорогостоящих иномарок, парковавших их, прежде чем пойти домой. Намеченного человека "провожали" до дома и в зависимости от ситуации либо нападали на него в подъезде, либо (если мешали случайные свидетели) переносили "операцию" на следующий раз. Иногда на слежку за "кандидатом" уходило несколько дней. При нападении налетчики действовали жестко: один из них блокировал жертве руки, не давая сопротивляться, а двое других били человека руками по голове, пока тот не терял сознание. В некоторых случаях человека даже забивали до смерти. Таким образом погибли 30-летний Леонид Давыденко, гендиректор управляющей компании "Промстройбанк", и 48-летний Дмитрий Леонов-Никитин, начальник отдела Службы контрразведки УФСБ (умер в больнице). Добычей бандитов при этом становились в основном карманные деньги, мобильные телефоны и одежда их жертв.
За несколько месяцев своей преступной деятельности группировка Горохова сумела навести ужас на многих жителей Петербурга. Образ налетчиков постепенно мифологизировался. Распространялись слухи о том, что налетчики ведут себя по-робингудовски: нападают на богатых, а бедных не трогают. Это, в общем-то, соответствовало истине, хотя в основе явления лежали не благородные мотивы, а обычный расчет - с бедных прохожих Горохову и его приятелям просто нечего было взять. К тому же далеко не всегда жертвами налетчиков становились состоятельные бизнесмены: кроме Леонова-Никитина от рук злоумышленников серьезно пострадал известный петербургский режиссер Владимир Бортко, снявший самый рейтинговый телесериал 1990-х годов - "Бандитский Петербург". Несколько раз колпинская группировка грабила женщин, избивая их с не меньшей жестокостью, чем мужчин.
Выследить и задержать налетчиков смогли лишь благодаря специально сформированной оперативной группе, курируемой начальником 2-го отдела УУР ГУВД Андреем Кубаревым. Членов группировки подвело использование сотовых телефонов, с помощью которых они держали связь в моменты нападений. В районах, ставших очагами кровавых разбоев, удалось выявить одни и те же телефонные номера, появлявшиеся в зоне охвата местных антенн каждый раз, когда совершались преступления. После задержания подозреваемых ими продолжило заниматься Калининское РУВД, на чьей территории погиб Леонид Давыденко (именно его смерть стала поводом к созданию опергруппы).
Сейчас группировке Горохова вменяется 14 преступных эпизодов. Кроме нападения на Бортко, Давыденко и Леонова-Никитина в этом списке два разбойных нападения на граждан Германии, одно - на 27-летнюю женщину и пр. Есть основания считать, что со временем список существенно пополнится. Хотя довести его до 200 эпизодов следствие вряд ли в состоянии, несмотря на признания самих задержанных. Для российской правоохранительной системы такая беспомощность, к сожалению, характерна: нет заявлений от потерпевших, нет улик и вещественных доказательств. При том что сами оперативники, осуществившие блестящее задержание колпинской группы, в изъянах системы не виноваты. Будем рады хотя бы тому, что с арестом Горохова и его приятелей в наших подъездах стало чуточку безопаснее.
|