В последние дни глава Министерства по антимонопольной политике Илья Южанов сделал несколько громких заявлений. Сначала в минувшую пятницу он пригрозил штрафом "одному из вице-премьеров правительства России за нарушение антимонопольного законодательства". Южанов не уточнил, правда, кого он имеет в виду, но добавил, что соответствующую информацию о чиновниках-нарушителях отправил премьер-министру Михаилу Касьянову еще две недели назад. Кроме того, в понедельник руководитель МАПа стал автором еще одной небольшой сенсации, объявив, что у его ведомства могут возникнуть претензии к сделке по объединению ЮКОСа и "Сибнефти".
Что касается вице-премьера-нарушителя, то реальных кандидатов всего три - Алексей Гордеев, Алексей Кудрин и Виктор Христенко. Причем скорее всего Илья Южанов хочет оштрафовать именно Христенко, который курирует в правительстве самый монополизированный топливно-энергетический комплекс. Некоторые аналитики расценивают эти действия МАПа как очередной виток внутриправительственной борьбы за выживание. При этом в кабинете министров никак не отреагировали на возможность появления штрафника в своих рядах.
Реакция нефтяников на выпад в их сторону также была спокойной. Ведь в любом случае максимальная сумма штрафов за нарушение Закона "О конкуренции" составляет всего 5 тыс. МРОТ, или 500 тыс. руб. Применить какие-то другие санкции, например, заставить компании продать часть активов, крайне сложно. Для этого надо сперва доказать факт доминирования на рынке, потом - что было злоупотребление этим доминированием и вынести соответствующее решение. Фирма может с ним не согласиться, а это означает судебное разбирательство на долгие годы. Ресурсов у МАПа на такое вряд ли хватит. Однако есть один момент, за который может зацепиться антимонопольное ведомство. Речь идет о простом нарушении процедуры регистрации сделки.
Как рассказал корреспонденту "НГ" директор Бюро экономического анализа (БЭА) Андрей Шаститко, "сделки такого рода проходят процедуру разрешения в МАПе, поскольку подпадают под действие Закона "О конкуренции"". При этом МАП может разрешить сделку, но с ограничениями или вовсе запретить. Если же разрешение не получено, но сделка состоялась, то она может быть аннулирована. Хотя, по мнению Андрея Шаститко, проблем с процедурами у нефтяных компаний быть не должно. "Неизвестно, получали ли ЮКОС и "Сибнефть" подобное разрешение, но думается, что они его получат, ведь отказать в сделке, по существу, очень сложно", - считает он. В целом директор БЭА скептически относится к возможности появления каких-либо антимонопольных дел и расследований в отношении "ЮКОССибнефти".
Несколько больше шансов, по мнению экспертов, у МАПа на региональном уровне. По словам Ильи Южанова, "в России есть регионы, где ЮКОС и "Сибнефть" уже занимают положение, близкое к доминирующему, а после их объединения другим компаниям серьезного места на рынке не останется". Однако и здесь скорее всего дело ограничится чисто косметическими мерами.
Иными словами, сам по себе МАП не сможет нанести ЮКОСу и "Сибнефти" ощутимый урон. Но если за спиной антимонополистов будет стоять серьезная политическая сила, то результат может быть совершенно иным. И сделку могут аннулировать, и активы продать, и суд сработает "как надо". Причина возможных разборок с ЮКОСом лежит скорее в политической плоскости. Михаил Ходорковский в последнее время заметно активизировался, и о нем все чаще говорят как о политике. Естественно, что такого усиления Ходорковского не хотят многие. Поэтому МАП тут может оказаться очень кстати.
|