Правда, за решетку никто из осужденных «террористов» не отправился – сроки у всех хоть и серьезные от 6 до 2 лет, но все – условные с соответствующими испытательными сроками. Удивительно и то, что вдохновитель (по мнению предварительного следствия) этого преступления вообще не попал на скамью подсудимых – дело в отношении него было прекращено еще на стадии следствия. По версии обвинения, преступники собирались совершить в Петербурге целую серию террористических актов в школах и других общественных учреждениях. Пойти на столь чудовищные преступления они собирались не ради «высоких идейных соображений», а исключительно из-за корысти – после первого же взрыва, террористы собирались потребовать от городских властей выплаты им всего-то 10 тысяч долларов, за прекращение террористической угрозы. Сумма довольно скромная… Однако в преддверии празднования 300-летия Петербурга подобный «коммерческий терроризм» мог бы доставить горожанам, властям и правоохранительным органам немало серьезных хлопот и изрядно подорвать авторитет города и страны в глазах зарубежной общественности.
История, начавшаяся весной 1999 года, могла закончиться печально для нескольких петербургских школ, детских садов, станций метрополитена и ряда других общественных мест.
29-го апреля 1999 года за пожарным щитом рядом со спортзалом школы номер 575 на 8-й Советской улице в Центральном районе города была обнаружена «адская машинка» с полутора килограммами взрывчатки и часовым механизмом, изготовленным из обычного электромеханического будильника «Слава». Механизм должен был сработать вечером, когда в спортзале начнутся занятия подростковой спортсекции. Взрыв должен был стать первым в серии подобных, после чего от городской администрации террористы планировали потребовать выкуп. Питерские РУБОПовцы провели оперативно-розыскные мероприятия и задержали всю группу из восьми человек.
Вдохновителем «террористического заговора» стал тренер по ушу Олег Каневский, собравший вокруг себя группу единомышленников. В неё вошли: Сергей Александров, отделочник фирмы «Балтстрой», Дмитрий Грибков, сотрудник охранного предприятия «Акуда-Фокус», Владимир Дуда, водитель-экспедитор ООО «Роста», Ярослав Лебедев, менеджер ЗАО «Лик-94» (в 1999 году был курсантом Университета МВД), Илья Румма, старший мастер АОЗТ «Коммик», Дмитрий Тимофеев, менеджер ООО «Вега», а для изготовления самого взрывного устройства был привлечен бывший милиционер Виктор Каталев.
Ушуист Каневский некоторым своим подручным морочил голову, что, якобы является не то сотрудником РУБОП, не то и вовсе – ФСБ.
Взрывчатку раздобыли на местах бывших боев, которых в Ленинградской области более чем достаточно. «Черные следопыты» Илья Румма и Дмитрий Тимофеев нашли в лесах под деревней Черемная Гора Тосненского района и в лесах деревни Порожки Ломоносовского района необходимые боеприпасы: около двадцати «лимонок», шесть 50-милимитровых минометных мин, пять гранат для подствольных гранатометов. Из перевезенных в Петербург боеприпасов извлекли около трех килограммов разнообразной взрывчатки: тротила, гексогена и тэна. Половина этой взрывчатки пошла на изготовление первого взрывного устройства. «Адскую машинку», заговорщикам помог изготовить Виктор Каталев, оценивший свои услуги в триста долларов (заплатили ему вещами: переносным телевизором и радиотелефоном). Из электромеханического будильника «Слава» он изготовил часовой механизм, обучил остальных правилам сборки и использования взрывного устройства; и передал заговорщикам 200-граммову тротиловую шашку и детонатор. Взрывное устройство было окончательно собрано в спортзале на проспекте Ветеранов. В опасное путешествие с «тротиловым» грузом Каневский отправился с курсантом 3 курса Университета МВД Лебедевым, милицейская форма которого стала прикрытием для трусоватого тренера. Благополучно добравшись до 575 школы на 8-й Советской улице, преступники спрятали взрывное устройство за пожарным щитом.
Потом наступило самое интересное - Каневский позвонил в милицию и предупредил, что школа заминирована… попросту сдал своих подельщиков правоохранительным органам.
Серии взрывов не произошло, злоумышленников арестовали. Следствие не сумело доказать, что были запланированы несколько терактов, поэтому в суде рассматривался только один «первый взрыв». Сам Каневский не был привлечен к уголовной ответственности, зато со своих вчерашних помощников требовал по 1 тысяче долларов за помощь в закрытии дела, благодаря своим «связям» в органах.
В Петербурге не было крупномасштабных взрывов многоэтажек, не было своего «Норд-Оста», зато осуждены покушавшиеся на терроризм, правда, условно…
|