Руководители "Рособоронэкспорта" констатируют: продажа российского оружия иностранным государствам растет из года в год, и ее объем сегодня составляет 4,8 млрд. долл. Это подтверждает доклад Счетной палаты по результатам проверки в сфере военно-технического сотрудничества: военный экспорт России составляет 12% от мирового и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Перестройка в сфере ВПК за последнее десятилетие дает свои результаты. Но за то же десятилетие доходы государства снижаются обратно пропорционально росту военных поставок за рубеж.
Государство, доверившись ведущим участникам этого процесса, по существу, оказалось отстраненным от контроля за финансовыми потоками.
В 2001 году, как отмечается в аналитическом докладе, обязательные отчисления в федеральный бюджет ожидались в пределах 4 млрд. руб. В действительности же они были смехотворны - всего около 5% от расчетного объема, не многим более 200 млн. руб. Аудиторы СП признают, что концов не найти, поскольку прорехи в законодательстве открывают широчайшие возможности перед операторами оружейного рынка.
Контролировать, но и непосредственно регулировать поступление денежных средств в казну государства должны были Минимущество России совместно с другими органами федеральной исполнительной власти. В действительности же вместо обязательных платежей в бюджет в размере 10-50% от чистой прибыли участники военно-технического сотрудничества снизили эту ставку в десятки раз. Один из лидеров ВТС - "Рособоронэкспорт" - перечислил всего лишь 4% чистой прибыли, полученной в 2001 году. То есть отдал всего 50 млн. руб. вместо 1 млрд. 248 млн.
Российское агентство по судостроению установило норматив отчислений из чистой прибыли в федеральный бюджет всего в 1% ряду своих предприятий, в том числе кораблестроительному заводу "Адмиралтейские Верфи". Последний же, в свою очередь, посчитал возможным не платить эту сумму вовсе.
Танкостроительный завод в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод", имея хорошую прибыль в 2000 году, решил не делать взносов в федеральный бюджет. В следующем году чистая прибыль этого предприятия возросла почти в 2,5 раза. Может быть, именно поэтому танкостроители решили порадовать госказну суммой, равной... 0,23% от прибыли.
Деньги не поступают в государственный бюджет, но куда они деваются - никто не знает. Весьма показательны в этом отношении поставки вооружений в КНР, объем которых составляет почти 1 млрд. долл. Но в результате клиринговых расчетов товары из Китая не завозились в Россию, а продавались в третьи страны, и до 50% стоимости контрактов превращались в доходы агентов и посредников. Сами предприятия-изготовители как будто несли убытки. Но это абсолютно не значит, что у оказавшихся с барышами бизнесменов не было "обратной связи" с руководством организаций и предприятий-производителей. В центре событий оказался Банк России. Он выдавал разрешения, позволявшие не представлять таможенные декларации для подтверждения вывоза товаров из КНР в третьи страны.
Еще большие потери государственный бюджет несет от разницы в ценах за поставку вооружений на внутренний рынок и внешний, которая доходит до 130-500%. Счетная палата отмечает, что "изготовители продукции военного назначения переходят от уровня цен, базирующегося на анализе расходов, к ценам, диктуемым их монопольным правом". Иначе говоря, цены на продукцию для внутреннего рынка необоснованно растут пропорционально спросу на эту продукцию за рубежом. Другая сторона проблемы состоит в том, что прибыль, получаемая от экспорта вооружений, не используется для разработки новых образцов военной техники, а также развития оборонно-промышленного комплекса.
В общем, весь оборонный сектор проедает ту прибыль, которую он способен получить на военно-технических заделах СССР, абсолютно не задумываясь над тем, как жить дальше. Аналитический доклад признает, что при наличии более 1600 предприятий ОПК в военном экспорте лидируют 10-20 головных. Они определяют основной объем экспорта, они же и получают львиную долю выручки. Соисполнители же - а это около 900 предприятий - остаются обездоленными. При этом, как отмечает Счетная палата, "Рособоронэкспорт" перечисляет себе в среднем 5% от стоимости контракта, хотя в большинстве случаев его доля вряд ли могла превышать 1,5%.
Нормативная база в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, отмечается в аналитическом докладе, мягко говоря, "не в полной мере отвечает рыночным условиям развития экономики". Признается также, что необходимо навести должный порядок в этой сфере и прежде всего установить государственный контроль за доходами. И, наконец, следует все же разобраться с поступлением денег от прибыли предприятий, продающих оружие иностранным государствам.
|