«Предсказамус настрадал нам…»
Пару лет назад к многочисленным «ментам убойной силы», вышедшим из-под пера талантливого Андрея Кивинова, добавилась на книжных развалах и книжка «анекдотического» формата «Предсказамус настрадал нам будущее». Два партнера на российском книжном рынке: московское издательство «Олма» и петербургское «Нева» выпустили под таким названием «лучшие шутки миллениума» 15-тысячным тиражом.
Имя Кивинова сработало – книжку начали сметать с прилавков, да и цену под такого автора можно было заметно поднять. Вот только читателей при более близком знакомстве ждало разочарование: шутки были бородатыми, некоторые скачанные из Интернета или попросту позаимствованные у известных юмористов.
Так Константин Мелихан, чьему перу принадлежит известный цикл «о джентльменах», обнаружил в «Предсказамусе» под именем Кивинова почти два десятка собственных афоризмов, причем ранее уже публиковавшихся под именем Мелихана. И не только свои, но и шутки Шендеровича и других своих коллег по цеху остроумцев.
А что же автор бессмертных «Ментов»? В телефонной беседе Андрей Кивинов заявил, что почти не имел никакого отношения к проекту под названием «Предсказамус настрадал нам будущее». Издатели из «Невы» (они печатали большинство произведений Кивинова) упросили написать к сборнику аннотацию. Когда Кивинов вернулся из очередной поездки, то книжка уже вышла, а на обложке стояло его имя. По утверждениям Андрея Кивинова, никакого гонорара за «Предсказамуса» он не получал. Получилось, что и Кивинова попросту подставили.
Решать вопрос с плагиатом в рабочем порядке в «Неве» не захотели. Тогда джентльмен Мелихан обратился в суд. 1 апреля 2001 года (примечательная дата) состоялось первое заседание по иску Мелихана о защите авторских прав в Василеостровском федеральном суде Петербурга: известный писатель потребовал с издателей возмещения морального и материального ущерба в размере 500 тысяч рублей. И тогда «Нева» сломалась, согласилась заключить мировое соглашение. Но, похоже, не из-за нарушения авторских прав юмориста, а из-за временного ареста, наложенного на счета издательства по просьбе истца судом.
Однако неприятности известного издательства на этом не прекратились…
«Воровской закон» не писан
Мелихан еще судился с «Невой», а по вагонам петербургского метро запестрела громкая реклама нового «шедевра» под именем Б.К. Седова и под названием «Воровской закон» («Знахарь»). На зазывных листках сверху были подверстаны две раскрученные фамилии авторов «Невы» Александра Бушкова и Дмитрия Черкасова, при этом у читателя рекламы создавалось полное ощущение, что именно эти два автора объединились под новым псевдонимом, чтобы поведать российскому читателю о приключениях «Знахаря». Куда уж было рассмотреть рядом с крупными буквами известных писательских фамилий крохотным шрифтом набранные слова «для нас пишут не только…». Разумеется, ни Черкасов, ни Бушков не написали, ни строчки из «Знахаря», а авторами сериала являются совсем другие люди. Скорее всего, Б.К. Седов – псевдоним, объединивший группу авторов, хотя, может быть человек с такими именем и фамилией имеется, и даже, не исключено, что у «Невы» есть с ним договор на написание серии романов о судьбе врача, угодившего за решетку.
Этими своими «рекламными штучками» «Нева» всерьез испортила отношения с обоими писателями: и Бушков и Черкасов публично заявили, что не имеют отношения к «Воровскому закону». А Черкасов помимо этого разорвал отношения с «Невой» и подал в суд на недобросовестных издателей. Правда, не за использование его имени без разрешения в рекламных целях – за это руководство «Невы» все же принесло Дмитрию Черкасову письменные извинения и выплатило определенную сумму в порядке компенсации морального ущерба. Судебные иски Дмитрия Черкасова к «Неве» основывались на том, что издательство без согласования с ним, подвергнув прежние произведения автора незначительной редакторской правки, выпускало их к читателю под новыми названиями. Процесс по этим искам Черкасова в суде временно приостановлен – в начале февраля 37-летний писатель скоропостижно скончался от инфаркта, однако вдова писателя намерена продолжать судебное преследование «Невы».
Но тот же самый «Знахарь» вызвал еще одну волну судебных исков, на этот раз по защите прав потребителей…
«Детям до 16…»
Реклама – страшная сила. Нередко она заставляет потребителя купить товар, вовсе не соответствующий заявленным в рекламе данным. Соблазнившись на знакомые имена, Бушкова и Черкасова 15-летняя петербурженка купила «Знахаря». Каково же было потрясение девочки, когда в тексте книги через страницу она обнаружила нецензурные выражения и довольно натуралистические описания интимных отношений главного героя романа с многочисленными представительницами противоположного пола. Примечательно, что ни Бушков, ни Черкасов в своих произведениях матерных выражений не допускали, а интимные сцены описывали достаточно целомудренно.
Мать девочки обратилась в суд - с иском о нарушении законов «О рекламе» и «О защите прав потребителя». Ведь, как заявил адвокат истицы Андрей Воробьев, «покупая колбасу, покупатель вправе знать заранее: тухлая она или вполне пригодная для употребления». С литературой то же самое – покупая книгу о Гарри Поттере, можно предположить, что главный герой будет колдовать в Хогвартсе, а не… торговать, к примеру, кокаином в школьных коридорах.
А тут еще выяснилась пикантная подробность из жизни «Знахаря» - книга выпускалась как «издание научного, учебного и культурного характера», чтобы иметь возможность получить соответствующую налоговую льготу.
10 февраля суд признал требования истицы справедливыми и удовлетворил его в размере 2,5 тысяч рублей (хотя исковые требования составляли 200 тысяч рублей).
Вред, причиненный некачественным книжным товаром, петербурженкам возместили, но кто может гарантировать, что «инициативы» известного петербургского издательства не приведут к еще большим неприятностям и неразрешимым проблемам.
|