Из Вашингтона вернулись Тарас Чорновил и Юрий Луценко, которые были там в официальной командировке как члены следственной комиссии Верховной Рады по делу Гонгадзе. Они присутствовали при передаче материалов в Минюст. И на руках у депутатов есть акт принятия на экспертизу записей и устройств, подписанный представителем Министерства юстиции США.
Разговоры, переданные на исследование американцам, касаются целого букету возможных преступлений. По словам Луценко, Минюст обещал провести "экспертизу и расследование". Ему отдали более 100 минут записей – два файла, на котором собраны диалоги на "десять тем", отметил Луценко.
По словам членов комиссии, есть договоренность с Мельниченко, что они не
будут детализировать содержание разговоров.
Среди прочего, это два эпизода по делу Георгия Гонгадзе, до и после его исчезновения. Второй фрагмент, по словам депутата, еще не фигурировал в прессе.
Также есть три эпизода по делу Александра Ельяшкевича. Один из них уже был обнародован – это разговор Кучмы с Деркачем, где они обсуждают покушение на депутата. Два других эпизода еще не публиковались, на них неназванный Луценко человек отчитывается Кучме о уже совершенном нападении на Ельяшкевича.
Как отметил Луценко, также есть эпизод "об отмывании денег по прямому указанию Кучмы для передачи третьей стороне". Есть торговля оружием – "не только Ираку". Есть эпизод "о коррупции в особо крупных размерах", есть отрывки о "политической расправе и давлении с целью добиться незаконного решения суда".
"Здесь фигурируют десять высших должностных лиц, в том числе Кучма, Литвин, Деркач, Медведчук, Азаров, Кравченко, Суркис, Бакай", - сказал Луценко. Также на исследование передан диктофон – точнее, "пять элементов одной записывающей системы".
Этот не тот диктофон, который держит у себя Александр Жир. Депутаты сообщили, что экс-глава комиссии так не передал в Минюст эпизоды по Гонгадзе и диктофон. Однако, считает Тарас Чорновил, "в ближайшее время" он должен это сделать, поскольку Минюст развеял все предостережения, которые у него были – ранее Жир боялся, что вещдоки отдадут украинской прокуратуре, а та их уничтожит. Теперь же Министерство юстиции США обязывается никому не передавать записи или технические устройства.
Об этом говорится в письме Минюста США адвокату Мельниченко:
Скотту Хортону,
Patterson, Belknap, Webb & Tyler
Этим письмом подтверждаю, что 14 марта в конференц-зале секции борьбы с организованной преступностью и рэкетом в присутствии Николая Мельниченко, Александра Ельяшкевича, Тараса Чорновила и Юрия Луценко мы получили ряд материалов, связанных с записями событий, сделанных Николаем Мельниченко, когда он был майором СБУ. Это такие материалы:
[описываются в восьми пунктах, которые следственная комиссия не обнародует]
Мы рассматриваем отмеченные материалы как собственность вашего клиента и когда они нам официально больше не потребуются, они будут возвращены через вас вашему клиенту. Эти материалы изъяты для официального использования правительством США и не будет выдаваться за границы правительства США или его агентств. Эта техника не может быть вывезена за пределы США.
Кеннет Лоури, заместитель руководителя секции борьбы с организованной преступностью и рэкетом Уголовного отдела
_______________________
Дело Ельяшкевича
По оценке Тараса Чорновола, дело Ельяшкевича "абсолютно доведено до уровня передачи в суд", но появились "новые факты", которые сейчас и переданы на экспертизу в Минюст. Луценко считает это дело уникальным среди всего массива пленок Мельниченко – зафиксировано и обсуждение нападения, есть план, как это делать, и есть отчет о выполненной работе.
Сам Ельяшкевич сказал депутатам, что он подаст иск против Кучмы "в самое невыгодное для него время". И экспертиза правительственной структуры станет доказательством для американской Фемиды.
Однако кроме формирования пакета доказательств для дела Ельяшкевича, исследование Минюста США будет ценно и в Украине. Логика следственной комиссии Верховной Рады приблизительная такая: недавно Генпрокуратура признала швейцарскую экспертизу "таращанского тела". То есть создан прецедент, когда исследование за пределами Украины воспринимается следствием.
Кроме того, неизвестно, может, Америка захочет проводить и свое расследование по отдельным эпизодам – там есть темы, касающиеся США. И американские чиновники заверили депутатов, что не может идти речь ни о каком прощении грехов Кучмы в обмен на отправку батальона в Кувейт.
По мнению Луценко, экспертиза может продолжаться три-четыре месяца. Проводится она неоплачиваемый для следственной комиссии.
Новое о пленках Мельниченко
Оказывается, Мельниченко проводил записи не только цифровым, но и пленочным диктофоном. Об этом также сообщил Луценко. "Система записывания была не одна, и записи проводились не только в кабинете президента".
Сейчас Мельниченко "намерен заняться расшифровкой записей за 1999 год". На пленках могут быть зафиксированы разговоры во время предвыборной кампании, добавил Луценко. По его словам, они решили дать "утечку" этой информации, поскольку в 2003 году состоится ротация состава ЦИК. И теперь должны стать известна правда, как проводился подсчет народных голосов на президентских выборах в 1999-ом.
Еще члены комиссии отметили, что Мельниченко "с очень большой вероятностью" ожидает позитивного решения Европейского суда по правам человека, где он обжаловал снятие его с регистрации народным депутатом. Если он выиграет, то надеется вернуться в Украину нардепом, отметил Луценко. "Об этом догадывается и Кучма, и именно поэтому он уже два раза накладывал вето на закон, который делает обязательным для выполнения Украиной решения Европейского суда".
|