В среду состоялась коллегия Минпечати, посвященная итогам за год. Итоги эти обнадеживающие. Отрасль, как было заявлено, динамично развивается: газеты печатаются, телевизоры показывают. И даже со свободой слова все как-то более-менее образовалось. Во всяком случае никаких новых претензий на этот счет не поступало.
Сам глава ведомства - Михаил Лесин - на итоговой коллегии не присутствовал. Впрочем, его первый заместитель Михаил Сеславинский не счел нужным как-то прокомментировать отсутствие шефа, а сразу перешел к делу - в смысле к докладу. Слушать доклад Сеславинского было одно сплошное удовольствие. Как выяснилось, в подведомственной ему отрасли дела идут совсем даже неплохо. Ежедневно по всей России регистрируется не менее 20 газет. Отечественное телевидение опять же 'продолжает динамично развиваться'. И даже в Чечне, по словам замминистра, 70% населения имеет возможность смотреть телевизор.
Конечно, существуют еще отдельные недостатки. Например, детские передачи некоторые каналы показывают в несусветное время - 5 утра, когда все нормальные дети еще спят. Но Минпечати обязательно возьмет это на контроль. Опять же в конце года несколько обострилась дискуссия о роли СМИ в нравственном и духовном воспитании. Произошло это, если кто подзабыл, после захвата центра на Дубровке. Тогда многие журналисты, по меткому выражению Сеславинского, «не справились с эмоциями». За что и поплатились - Минпечати им объявило замечания.
Не мог замминистра не упомянуть и ситуацию со свободой слова. «Конечно, она неидеальна, - признал Сеславинский и тут же воскликнул: - А у кого она идеальна?» Чтобы не быть голословным, замминистра решил привести два примера из американской жизни. Конечно, у просвещенной публики Америка давно уже не является образцом для подражания в смысле свободы слова, но, возможно, присутствующие на коллегии об этом не знали.
Первый пример касался двух крупных американских телевизионных компаний. Когда в прямом эфире шло очередное программное заявление Буша, они сделали нетрадиционный ход: на весь экран дали графики с падающими биржевыми индексами, а в уголке экрана, где у нас обычно размещаются дикторы для глухонемых, поместили маленького Буша. Так вот, на следующий день им позвонил пресс-секретарь Белого дома и выразил свое негодование по этому поводу. Правда, о том, были ли предприняты какие-то действия со стороны администрации президента в отношении телекомпаний, Сеславинский деликатно умолчал.
Второй пример еще лучше. Накануне Рождества в Америке сняли рекламный ролик с участием опять-таки Джорджа Буша. То есть Буш, конечно, в нем не участвовал - его заменял актер, но суть от этого не меняется. Сюжет ролика таков: на Рождество Бушу дарят видеокассету. «О, это мой любимый фильм!» - радостно восклицает Буш и сует кассету в тостер. Видимо, это была реклама тостеров. Но администрация президента сочла нужным запретить эту рекламу как компрометирующую интеллектуальный уровень президента.
«Российские зрители были бы удивлены, если бы в программе «Куклы» запретили один из сюжетов», - так прокомментировал этот пример Сеславинский. К слову, российские зрители были совершенно не удивлены, когда Генеральная прокуратура завела уголовное дело в отношении авторов «Кукол». Да как говорится, что уж старое вспоминать.
Впрочем, даже старый оппонент Минпечати глава фонда «Гласность» Алексей Симонов на этот раз признал, что со свободой слова в стране действительно стало лучше. Если три года назад он вынужден был ловить на крыльце министерства Михаила Лесина, чтобы вручить ему 170 страниц доклада о положении со свободой слова в регионах, то теперь министр получает все эти данные в электронном виде. «И даже иногда реагирует», - признал Симонов.
Беспокоит его другое: потеря доверия к СМИ. А происходит это потому, что прессой все пытаются управлять: с одной стороны - чиновники, с другой - владельцы, которые, по словам Симонова, воспринимают журналистов как «приложение к камере или штативу».
Что касается периодически возникающих предложений создать некие комитеты по контролю за нравственностью в СМИ, Симонов призвал реагировать на это словами Ежи Леца: «Всегда найдется эскимос, который придумает для жителей Конго правила поведения на жаре». Впрочем, что действительно нужно воссоздать, это палату по информационным спорам. И Алексей Симонов даже написал об этом в администрацию президента. Правда, ответа пока не получил.
На фоне этих глобальных проблем диссонансом прозвучало выступление представителя минпечати Республики Ингушетия. «Вот слушаю я про ваши проблемы и хочу сказать, что в Ингушетии никаких этих проблем нет - ни со свободой слова, ни с ее отсутствием. Потому что вообще ничего нет. Были две типографские машины, да и те исчезли в неизвестном направлении», - грустно закончил представитель Ингушетии под истерический смех в зале. На что он строго призвал коллег не смеяться над горем товарища, а помочь материально.
Впрочем, Михаил Сеславинский не поддался на жалость и заявил, что никакого тотального финансирования не будет. А тем, кто хочет заниматься издательским бизнесом, посоветовал делать это на рыночных условиях. «Тем более что дело это выгодное», - закончил замминистра.
|