Сделки, касающиеся «Славнефти», не обходятся без криминала. Если начало приватизации компании в прошлом году ознаменовалось целой серией сообщений о минировании здания компании на Пятницкой улице, то вчерашнее начало ее раздела между новыми акционерами спровоцировало телефонных террористов «заложить бомбу» в офисах «Сибнефти» и Тюменской нефтяной компании. Тем не менее вчера было объявлено, что «Славнефть» будет поделена пополам и вскоре прекратит свое существование. Судя по всему, существуют противники такого раздела, но кто они, в нефтяных компаниях открыто говорить не берутся. На этот счет существует три версии. Согласно первой, огрызается экс-президент «Славнефти» Михаил Гуцериев, которому две недели назад не достались ульяновские нефтяные активы «Славнефти». По второй -- пытается напомнить о своем недовольстве аукционом по продаже госакций «Славнефти» государственная «Роснефть», президент которой Сергей Богданчиков не так давно заявлял о намерении продолжать судиться с РФФИ, не допустившим его компанию к торгам. Третья версия гласит о том, что «почерк» событий похож на тот, что был в прошлом году, когда во время борьбы Межпромбанка за управление «Славнефтью» здание многократно «минировалось».
Источник, близкий к «Роснефти», утверждает, что компания протестует не против действий «Сибнефти» и ТНК, а против РФФИ, так что подозрения напрасны. В Межпромбанке получить комментарии не удалось. А представитель «Русснефти», которую сейчас возглавляет г-н Гуцериев, подтвердили, что претендовали на ульяновские месторождения, однако после переговоров (с кем они велись, в компании сообщить отказались) сочли актив «неэффективным», а цену завышенной -- и отказались от покупки. Кроме этого, вчера некоторые информагентства сообщили о возможности возбуждения уголовного дела против г-на Гуцериева. Оно касается продажи «Славнефтью» в 2001 году компании «Нефтеразведка» в Ульяновской области -- якобы тогда значительная часть средств была выведена в офшорные структуры. Источники газеты «Время новостей» в правоохранительных органах утверждают, что эта информация некорректна: в рамках давно возбужденного уголовного дела г-ну Гуцериеву может лишь быть предъявлено обвинение как руководителю «Славнефти» в 2001 году, а возбудить против него отдельное дело невозможно. Будет ли предъявлено обвинение экс-президенту «Славнефти», источник сообщить отказался.
Очевидно, что все эти события связаны с утечкой информации о завершении переговоров между новыми владельцами «Славнефти» -- ТНК и «Сибнефтью» -- о разделе купленной компании. В своем вчерашнем пресс-релизе ТНК и «Сибнефть» сообщают, что добывающие и сбытовые активы «Славнефти» будут поделены пополам, а перерабатывающие заводы стороны будут загружать в соответствии с дальнейшими договоренностями. Кроме того, сообщается о том, что принадлежащие «Сибнефти» акции «Оренбургнефти» (38%) и ОНАКО (1%) будут проданы ТНК.
Понять, как же на самом деле произошел раздел активов, из пресс-релиза невозможно, а в пресс-службах компаний говорят, что добавить к нему ничего не могут. Источник, близкий к компаниям, добавил: «Не факт, что ТНК расплатится за оренбургские акции деньгами. Здесь возможно огромное количество вариантов». Скорее всего, предполагают эксперты, ситуация обстоит следующим образом. Основной добывающий актив у «Славнефти» один -- «Мегионнефтегаз». Делить предприятие пополам довольно сложно технически и технологически. Однако по стоимости половина «Мегионнефтегаза» сопоставима с 40% «Оренбургнефти» и 1% ОНАКО. Так что не исключено, утверждает источник, что попросту произошел обмен, в результате которого «Сибнефть» будет управлять всем «Мегионнефтегазом», а ТНК -- всей ОНАКО.
Что будет с основным перерабатывающим заводом «Славнефти» «Ярославнефтеоргсинтезом» (ЯНОС), непонятно. Вероятно, он действительно будет выставлен на продажу, и среди возможных покупателей, как уже сообщала газета «Время новостей», можно считать «Сургутнефтегаз». Не исключено, что ему будет продан и Мозырский НПЗ в Белоруссии, так как из всех нефтяных компаний только у «Сургутнефтегаза» дружественные отношения с Александром Лукашенко. Правда, источник, близкий к «Сибнефти», не исключил, что в итоге может быть реализована достаточно сложная схема и в ней могут фигурировать акции Московского (около 40% акций принадлежит «Сибнефти») и Рязанского (входит в структуру ТНК) нефтеперерабатывающих заводов.
И лишь полтысячи заправок, судя по всему, акционеры «Славнефти» сумеют поделить поровну без особых проблем.
|