Вчера отстранен от должности глава Госкомрыболовства Евгений Наздратенко. Мы не исключаем, что это напрямую связано с материалами журналистского расследования о «рыбной мафии», которое «Комсомолка» начала после убийства генерала-пограничника Виталия Гамова. И которое продолжает в сегодняшнем номере...
Об этой истории вы наверняка слышали. И, наверное, мало что поняли.
...Ноябрь 2002 года. Японское море. К девяти вечера стемнело, и три судна «Ямск», «Сангар» и «Койма», принадлежащие компании «Регион», спокойно качались на волнах, крепко пришвартованные друг к другу. Люди сидели по кают-компаниям, сушилкам и каютам, разбрелись по гостям на соседние пароходы, и лишь вахтенные лениво позевывали на палубах. Все, что можно было сначала увидеть, - это десяток никому не знакомых вооруженных карабинами людей, переходивших с «Сангара» на «Ямск»...
- На пол! Всем лежать! - врывались они в каюты и молотили все, что попадалось под руку.
Где-то по помещениям завязывались драки, но тут же угасали под лязганье прикладов. Потом в ход пошли ножи, и по переборкам защелкали пули.
- Держи дверь! - только и успел крикнуть матросу старпом «Ямска» Геннадий Анисимов и кинулся в агрегатную, где стоял спутниковый телефон для связи с фирмой.
Поначалу в офисе «Региона» никто не брал трубку. Когда же наконец старпому ответили, было поздно. В рубке уже хозяйничали бандиты, и на другом конце провода слышали лишь дикие крики: матросу, державшему дверь, дробили прикладами пальцы...
Кто кого захватывал?
«Все рыбаки на Дальнем Востоке - браконьеры и бандиты!» - приблизительно с таким напутствием меня провожали в эту командировку. Неудивительно, что на месте гендиректора рыбопромышленной компании ООО «Регион» я ожидал увидеть какое угодно чудо. Бизнесмен представлялся мне эдаким «братком» с «голдой». Либо, на худой конец, экс-комсомольским работником с медной плутоватой мордой...
Однако в полупустом аэропортовском кафе южнокорейского города Пусана подслеповато щурился в тонкие очки совсем еще молодой человек. В строгом костюме и длинном пальто. Таких показывают в американских фильмах про питомцев элитных университетов. Что оказалось недалеко от истины: Алексей Каргополов учился бизнесу в Америке, Канаде, Японии и Китае, где и «посадил» зрение на зубрежке иероглифов. Сложно было поверить, что он тоже оказался в центре пиратских разборок в Японском море и ползал по палубе под пулями.
Из ДОСЬЕ «КП»
В ноябре 2002 года небольшая южно-сахалинская рыбопромышленная фирма «Регион» стала героем новостных сводок. Двум ее судам - рефрижератору «Тулун», а затем и «Сангару» - якобы пришлось отбивать в Японском море атаки самых настоящих вооруженных пиратов. По тревоге поднимались пограничные катера и самолеты, в морскую погоню бросался краса и гордость Тихоокеанского флота большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев». Экипажу «Сангара» даже удалось пленить и доставить пятерых флибустьеров в порт Корсаков и сдать негодяев куда следует.
Однако буквально через несколько дней перед пиратами тихо извинились и выпустили на свободу. А вот бравый рефрижератор «Сангар», якобы их захвативший, сейчас числится в угоне и объявлен в международный розыск.
- Ничего удивительного, - говорит Каргополов. - Так называемые пираты были обычными работниками нашей компании, которые находились на теплоходе «Ямск». А вот захвачены они были и выданы за пиратов действительно бандитами, которые сначала захватили наше же судно «Тулун», потом «Орфей», «Сангар» и «Ямск». Сейчас на всех наших судах они браконьерят и сдают продукцию в японские порты. Об этом в России и Японии знают дипломаты, пограничники, таможенники, милиция, прокуратура... Однако не делают ничего, чтобы прекратить этот беспредел. А иногда мне кажется, что дело обстоит как раз наоборот.
Но лучше обо всем по порядку.
Как пропадают пароходы
Жила-была компания «Регион». Так, пожалуй, просто и незамысловато начиналась эта история. Владела четырьмя судами, двумя управляла по доверенности. Ловила рыбу, платила налоги. И было так, пока однажды, а точнее, в сентябре 2002 года не пропал тогдашний генеральный директор Александр Бронников. Просто не пришел как-то утром на работу и больше уже никогда не появлялся в офисе.
Найти блудного менеджера не могли два месяца. Учредители подумали и решили, что фирма не может оставаться так долго без начальника. 6 ноября избрали нового главу - Алексея Каргополова.
- И вот тут Бронников объявился. - Каргополов показывает копию факса, написанного от руки. - Эту бумагу с приказом не подчиняться новому руководству Бронников разослал на все суда из Владивостока. Хотя уже не имел никакого на это права.
Траулер «Ямск» (слева) взят на абордаж бандитами теплохода «Сангар» (любительская видеосъемка).
В этом странном факсе капитанам предписывалось выполнять приказы совершенно постороннего человека - Магомеда Гитинова (известного под кличкой Мага или Михаил Петрович). Мага никогда не работал в «Регионе» и занимался в японском порту Вакканай снабжением судов продовольствием, топливом и водой, поэтому был знаком со всеми капитанами компании.
- Поначалу мы вообще подумали, что у Бронникова с головой не все в порядке, - говорит Алексей, - пока у нас не пропали все суда. Просто перестали выходить на связь - и все. Уже потом мы узнали, что Гитинов, прикрываясь этим факсом, поменял на судах капитанов. Сначала пришел на «Тулун» и сказал: если не хочешь проблем, езжай домой. А вместо тебя мы найдем кого поставить...
А через несколько дней Гитинов позвонил и самому Каргополову.
- Что, пароходы пропали? - спросил он с издевкой. - Ты, Леша, их особо не ищи... Голова твоя еще молодая, светлая. Обидно будет, если так рано отрежут...
(Продолжение следует.)
ОТСТАВКА
Рыба всегда гниет с головы...
Премьер-министр Михаил Касьянов отстранил Наздратенко после того, как неделю подряд митинговали приморские рыбаки. Квоты на вылов рыбы, которые распределяло Госкомрыболовство, нынче вдруг резко сократились. Край рыбаков, по сути, остался без работы.
Мужики митинговали прямо на льду залива. А телеграммы президенту и премьеру с жалобами на бывшего губернатора Приморья летели по нескольку штук в сутки. И наконец дошли до адресата.
«В нарушение существующих процедур руководитель Госкомрыболовства утвердил промышленные квоты по Приморью и Магаданской области, внеся туда серьезные изменения по сравнению с теми распределениями между коллективами рыболовецких предприятий, которые были предложены администрациями Магадана и Приморья. Евгением Наздратенко без объяснения причин были уменьшены квоты для целого ряда рыболовецких компаний», - прокомментировали вчера решение премьера в Департаменте правительственной информации.
Пикантность ситуации придает то, что в Госкомрыболовстве о заявлении главы правительства узнали от газетчиков - никаких официальных бумаг туда пока не поступало. Скорее всего, и сам Евгений Наздратенко о своей отставке узнает из прессы. «В пятницу утром он вылетел из Москвы по семейным обстоятельствам, отпросившись у своего непосредственного начальника - вице-премьера Алексея Гордеева. И, возможно, когда премьер делал заявление, Евгений Иванович находился в полете», - сообщила «КП» сотрудник пресс-службы Госкомрыболовства Елена Тиканова.
Как удалось выяснить, хотя Наздратенко отстранен временно, вряд ли он вернется на прежнее место работы. «Евгений Иванович правительству больше неинтересен, - заявил один из руководителей аппарата «Белого дома». - Он реально парализовал деятельность всего рыболовецкого флота».
Однако уголовное дело на него не заведено.
|