Обе команды соревнуются даже не в лояльности, а в преданности президенту. Ну а пикантность интриге добавляет противостояние губернатора Петербурга Владимира Яковлева и полпреда президента Виктора Черкесова. Каждый поворот медвежьей мысли в Москве сопровождается массой лихорадочных движений в Питере.
Банкир стал поводом к склоке
Недовольство председателем Генсовета и Центрального исполкома партии Александром Беспаловым вызрело на самом высоком уровне к осени 2002-го. Все громче пересказывались слухи о замене Александра Беспалова на председателя высшего совета партии Бориса Грызлова. Но кризисной точкой, после которой разговор вырос до ранга общественного обсуждения, стала «нехорошая история» с председателем совета директоров «Балтонэксимбанка» Юрием Рыдником.
Политсовет Петроградского районного отделения принял в члены партии банкира (в ноябре 2002-го, кандидата в депутаты Законодательного Собрания Петербурга) Юрия Рыдника. Скандал разразился дикий: партия, которая едва-едва определилась как оппозиционная губернатору, приняла в ряды банкира более чем лояльно относящегося к губернатору Владимиру Яковлеву.
В ранге парламентария Рыдник имел все шансы стать одним из лидеров, который не станет выполнять любую команду сверху и, более того, настроен на сотрудничество партии со Смольным. Что ни в коей мере не устраивало «грызловских ребят» накануне предстоящих выборов губернатора, точнее, решения вопроса, можно ли Яковлеву баллотироваться на третий срок! Основная задача грызловской команды применительно к Петербургу была сформулирована как нельзя более конкретно: «мочить» губернатора и «губернаторских». Впрочем, в воинском запале большой разницы между борьбой с губернатором Яковлевым и с единомышленниками по партии «грызловские» не находили. Региональное отделение приняло все меры, чтобы откреститься от незваного попутчика. Председатель политсовета Юрий Солонин отрекался от Рыдника трижды на день, исполком проводил внеочередные «летучки» и «промывания» виновных.
Не прошло и недели, как на исполком обрушилась вторая страшная новость. Заместитель и «правая рука» Беспалова Юлия Крижанская официально подтвердила членство Рыдника в партии, и опровергла членство другого кандидата по округу, которого до тех пор поддерживало региональное отделение партии. Информация была опубликована в предвыборной газете Юрия Рыдника.
Как выяснилось только недавно, 17 января, по результатам работы комиссии ЦИК партии, Рыдника приняли молниеносно, в два дня. Местные «медведи» пребывали в панике. Действительно, никто не мешал банкиру оказывать меценатскую и спонсорскую помощь разным политическим силам, в том числе явно оппозиционным губернатору. Пока Юрий Рыдник находил продажных политиков, на его стороне были политическая сила и признание. Проблема, очевидно, заключалась в том, что «грызловские», ввиду их политической незрелости, финансовой поддержки не получали.
Ответный удар был нанесен питерскому «ЕдРу» когда именно с подачи Грызлова в партию триумфально вернулся будущий спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов. В конце 2001 года его, одного из руководителей местного «Единства», вместе со сторонниками весьма грубо оставили за бортом при разделе руководящих портфелей в «Единой России». И вот Тюльпанов, найдя поддержку в лице министра внутренних дел, триумфально вернулся в партию. Разумеется, новый фаворит Москвы ничего не забыл, обид и унижения, вероятно, не простил. Также было понятно, что Тюльпанов – креатура полпредства, а точнее сил стоящих за полномочным представительством и значит им с Рыдником в одной партии не бывать. Буря должна была грянуть уже в конце декабря....
Раз единство, два единство…
8 декабря прошли выборы, и питерские «медведи» окончательно сбились: считать избранных депутатов-членов партии «с Рыдником» или «без Рыдника»? Устроенный в честь победы на выборах банкет не внес ясности. Несмотря на то, что банкет затевался как парадный смотр для всех депутатов-членов партии, Рыдника из осторожности не пригласили. «Стареньких» депутатов, переизбранных со второго созыва, звали долго и унизительно. Из них: Алексей Белоусов с негодованием отказался сидеть рядом с новоявленным «единороссом» Вадимом Тюльпановым и не пришел. Тюльпанов не пришел, чтобы «не дразнить гусей», то есть коллег, своим присутствием. Дорожные пробки сорвали планы других депутатов. В результате «Единую Россию» скромно представляли на банкете депутаты Константин Серов, Олег Сергеев и Вадим Лопатников.
Повторный смотр питерские «медведи» запланировали на вечер 30 декабря. Пока думали, как его озаглавить, то ли «созданием фракции», то ли «подведением итогов выборов», поступила информация, что для общения с полным составом политсовета и депутатами в Питер прилетают федералы Александр Беспалов и Борис Грызлов. Повестка дня определилась сама собой: Борис Грызлов должен был устроить «избиение младенцев», а генсек в роли «блудного сына» изобразить раскаяние. Но из-за терракта в Грозном питерцев навестил только Беспалов, пребывавший в подавленном состоянии. В повестку дня были включены и «итоги», и «создание фракции».
Юрий Рыдник блистал элегантностью костюма, а Вадим Тюльпанов синяком под глазом. Нарядный Константин Сухенко призвал создать самую мощную фракцию в Законодательном Собрании и вручить знамя Вадиму Тюльпанову. Алексей Белоусов в демократичном свитерке так и не подал голоса. От его имени выступил Игорь Риммер, заявив о необходимости создания второй фракции «Единая Россия», исповедующей те же принципы, - но без Тюльпанова. Ему вторил с места Юрий Рыдник. Во вторую одноименную фракцию с самого начала готовы были войти, кроме «вождя» Рыдника и «агитатора» Риммера, Белоусов и Высоцкий. Причем про троих последних было известно, что на выборах они от партии были финансово независимы. А принадлежность последнего, Игоря Высоцкого, к «Единой России» так и не была доказана.
Тем не менее, Александр Беспалов на заседании политсовета регионального отделения 30 декабря был вынужден призвать к единству. В необходимости компромиссов убеждал депутатов и Юрий Солонин. Бывшие на заседании говорят, что вид у лидера питерского «ЕдРа» был весьма потерянный. Если Александр Беспалов к месту и не к месту осыпал милостями старинного питерского политтехнолога, не выигравшего ни одну кампанию, личного друга Александра Юрьева, то «грызловский» до мозга костей Солонин был брошен в чуждом стане на произвол судьбы. За проколы его ругали, успехов он в жизни не знал, и руководил региональным отделением просто потому, что более подходящей кандидатуры не нашлось.
На заседании 30 декабря политсовет рекомендовал создать одну фракцию в ЗС. 2 января в Питер все-таки прилетел Борис Грызлов, которому в традиционной камерной обстановке гостиницы Англетер присягнули депутаты-члены ЕР, а также Игорь Риммер, пожелавший вступить в партию. Формального общения с депутатами министру хватило. Грязную работу он доверил своей команде, и последствия такого поверхностного общения не замедлили сказаться.
Партийные сепаратисты хуже террористов
Невзирая на рекомендации политсовета регионального отделения, 8 января на первом же заседании Законодательного Собрания Рыдник твердо повел партийцев на раскол и зарегистрировал «вторую» фракцию под названием «Единый Петербург». Помимо завербованной ранее тройки под знамя банкира встали явно «губернаторские» Олег Нилов и Игорь Михайлов.
Вот уж после этого «грызловские», что называется, вошли в раж и пошли в жесткую атаку.
Чтобы поддержать Беспалова, верная ему верхушка питерского отделения написала заявления о выходе из партии. То же сделала «боевая подруга» генсека Юлия Крижанская. Ход бумагам Беспалов мог дать только в крайнем случае. Но волевого административного решения не следовало, и генсек легкомысленно улетел на праздники отдыхать на Кубу, а вернулся только накануне эпохального заседания Генсовета 14 января. Предложение исключить Рыдника из партии «за невыполнение устава» (создание 8 января второй фракции «Единый Петербург») последовало на первых же минутах заседания от Владислава Резника и застало Беспалова врасплох. К слову по некоторой информации именно Резник активно продвигал идею возвращения в «Единую Россию» Вадима Тюльпанова, как говорят их связывает старое бизнес-знакомство. Беспалов попытался, было изменить повестку дня заседания, заявив, что у него, например, есть требование об исключении из партии Любови Слиски – так может и ее рассматривать. Он спрашивал, не стоит ли все же заняться вопросами предстоящего 29 марта съезда партии, по поводу которого все и собрались. Но его никто не слушал. Правда, верховные партийцы еще какое-то время сомневались, имеют ли они вообще право исключать Рыдника. Обратились к юристам, те ответили что-то невнятное, поднялся шум, кто-то кричал что можно, кто-то сомневался. В итоге заседание неожиданно было объявлено закрытым и решение об исключении банкира было принято практически единогласно.
После 13 января в Питер приехали сразу две комиссии, призванные разобраться с историей Рыдника. Первая комиссия была откомандирована ЦИКом, и серьезных нарушений в действиях регионального отделения не нашла. Вторая комиссия с санкцией высшего совета помимо разбора полетов по Рыднику, работала также по деятельности Юлии Крижанской. Сразу после завершения работы этой комиссией, наши источники заявили, что следует ждать обильного «кровопролития», дескать «грызловские» ребята не знают жалости к побежденным.
Последняя неделя только подтвердила это мнение. Юлия Крижанская не просто перестала быть членом исполкома – ее исключили и из партии. Глядя на московских товарищей, в атаку пошли и местные «грызловцы», Юрий Солонин, которого также считают человеком министра (в противовес его заму депутату Константину Серову, который ориентировался на Беспалова), вновь вышел на «отступников» из Единого Петербурга: депутатов Игоря Риммера, Игоря Высоцкого и Алексея Белоусова. Им опять «предложили» перейти во фракцию «Единая Россия», развалив таким образом фракцию «проклятого» Рыдника. Однако те на это не согласились, более того Солонин получил отказ в весьма резкой форме. За такое самовольство разгорячившиеся «грызловцы» вполне могут исключить и этих депутатов. Как говорят, черную метку или получил или скоро получит и глава местного исполкома Алексей Иванов, тоже причисляемый к «беспаловцам».
В общем, новый год петербургская «Единая Россия» встретила в состоянии гражданской войны. При этом ячейка партия власти на берегах Невы – одна из самых малочисленных по стране. «Позор России» - называла питерское «ЕдРо» ныне уже беспартийная Юлия Крижанская. В таком состоянии питерское «ЕдРо» вошло в 2003 год, когда согласно воле Кремля, в декабре «партия власти» обязана победить на выборах в Госдуму. Пока у питерских «медведей» поедающих друг друга, есть все шансы это задание торжественно провалить.
|