«Культурную столицу» России постоянно лихорадит от известий о громких кражах, тех самых культурных ценностей, которые составляют петербургскую славу и культурную столичность. Государственный Эрмитаж, Государственный Русский Музей, Российская национальная библиотека, Библиотека Академии Наук, петербургские архивы….никто не застрахован.
Маринисты, манускрипты – всё на продажу
По большей части украденные шедевры находят. Но не всегда. До сих пор неизвестна судьба картины французского живописца второй половины 19 века Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме», украденной из Эрмитажа в марте 2001 года. Холст размером 75,5х62 сантиметра, выставленный в 330 зале музея, был вырезан дерзким преступником из рамы и похищен. Преступление произошло практически на глазах нескольких десятков посетителей и смотрителя зала, который в этот момент находился на своем посту, но не заметил ничего подозрительного.
Начало 2003 года стало, по-своему, знаковым. Сразу несколько событий, связанных с возвращением украденных культурных ценностей и воздаянием похитителям, произошло в середине января.
14 января сыщики 12-го «антикварного» отдела Управления уголовного розыска ГУВД вернули в Российскую национальную библиотеку украденные оттуда в ноябре 2002 года уникальные книги: прижизненное (1687 год) лондонское издание "Математических принципов естественной философии" сэра Исаака Ньютона и сборник стихов футуриста Константина Большакова "Будущее". Дело трех похитителей – жителей Саратова, в течении нескольких лет промышлявших кражами раритетных изданий из различных российских библиотек, направлено в суд.
РНБ получила настоящий подарок ко дню своего 179-летия. Удивительно, что только теперь директор библиотеки Владимир Зайцев сообщил об ужесточении контроля над выдачей изданий в отделе редкой книги. Меры безопасности можно было ужесточить после предыдущих громких краж. Наиболее известной из которых, стало похищение почти девяти десятков старинных манускриптов и рукописей в 1994 году, группой израильтян, получившее название «дела Якубовского». За пособничество похитителям судили небезызвестного Дмитрия Якубовского, «генерала Диму». Который должен был, пользуясь своими связями, вывезти книги за границу. Несмотря на все эти громкие истории разговоры об оснащении читальных залов специальными защитными воротами, а книг контрольными микросхемами, до сих пор остаются лишь прожектами. Целевого финансирования проекта нет, и библиотеке придется изыскивать на него средства, экономя на других нуждах.
В тот же день в петербургском военно-морском суде начался процесс над другим любителем «старинных полотен» - курсантом Военно-морского корпуса имени Петра Великого Денисом Квасницким. Подозреваемый обвиняется в краже полотен Круговихина "Ревель" и "Кронштадт", а также "Севастополь" кисти известного русского художника-мариниста Алексея Боголюбова, висевших в стенах корпуса. Дело в отношении пособника похитителя - неработающего петербуржца Альберта Афонина, по ходатайству защиты, выделено в отдельное производство и передано в обычный федеральный суд.
Кража картин была обнаружена 28 мая прошлого года среди бела дня. Полотна, размером около 1,6 х 1 метр с видами гаваней крупнейших морских баз России кануна Крымской войны, были варварски вырезаны из рам бритвами или ножами, свернуты и вынесены из здания. Но, уже спустя два месяца, петербургские сыщики сделали подарок Морскому корпусу Петра Великого ко Дню Военно-Морского флота. Три картины, а заодно и золоченый кортик, похищенный из музея Морского корпуса, были найдены в коммуналке Афонина. Художественные полотна, оцененные в 190 тысяч долларов, похитители, намеревались продать по 45 тысяч долларов за каждую, а за кортик думали выручить не меньше 100 тысяч долларов.
В музей с пистолетом
В начале февраля предстанут перед Городским судом Петербурга и дерзкие налетчики на Русский музей, в апреле 1999 года, похитившие оттуда картины Перова "Гитарист-бобыль" и эскиз к полотну "Тройка". Русский музей оценил эту кражу в 1 миллион 200 тысяч долларов. Ранним утром 6 апреля налетчики попросту выставили музейное окно со стороны Михайловского сада и проникли внутрь. Звон бьющегося стекла услышал охранник расположенного по соседству Этнографического музея, несший наружную службу. Он увидел двух убегающих людей, один из злоумышленников выстрелил в него из пистолета ТТ, но промахнулся. Охранник не смог воспользоваться своим служебным оружием - мешала мелкая металлическая сетка высотой более двух метров, разгораживающая территории музеев. Одновременно сработала сигнализация. На место происшествия немедленно выехала группа захвата, но задержать преступников не удалось.
К счастью, в 2000 году сыщикам удалось выйти на след похитителей и похищенного. Сперва задержали подозреваемых, а затем в камере хранения Варшавского вокзала были обнаружены картины. Культурные ценности вернулись в музей.
С ещё одной кражей – полотна Ивана Айвазовского «Солнечное затмение» из Русского географического общества, совершенного 19 июня 2001 года, не все столь благополучно. Ни сама картина, ни непосредственные похитители, пока не обнаружены. Правда, удалось задержать одного из пособников похитителей – некоего Михаила Кузнецова. Суд над ним начался 21 января в Октябрьском федеральном суде Петербурга. Пропажу картины, вырезанную из подрамника, обнаружил электрик. Еще накануне "Солнечное затмение" было на своем месте. Это произведение, датированное 1851-м годом, Русскому географическому обществу подарил сам Иван Айвазовский. По балансовой стоимости картина была оценена в 11 тысяч рублей. Похитители сработали подобно героям старого советского фильма «Старики-разбойники» - договорились с руководством Русского географического общества о проведении какой-то выставки, а под шумок похитили Айвазовского.
Охота за памятниками истории и культуры - один из самых древних видов преступлений, известный еще со времен египетских пирамид и скифских курганов. Криминальный бизнес на предметах искусства и истории в современной России обрел второе дыхание. Число совершаемых краж и цены на "черном рынке" (как впрочем и на "белом") растут безостановочно. А потому, петербургские культурные объекты федерального значения все чаще будут привлекать пристальное внимание охотников за стариной, тем более, что их охрана зачастую откровенно слаба.
|