Федеральные органы власти уже пришли к выводу о причинах террористического акта по подрыву дома правительства Чечни. "В случившемся проглядываются безответственность на многих уровнях, начиная с постового и выше", - заявил на субботнем совещании штаба по ликвидации последствий теракта полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев. По последним данным , погибли по крайней мере 52 человека - и это только те, чьи тела были извлечены из-под завалов. На самом деле - и это официальное признание руководства МВД Чечни - жертв может быть куда больше. Более того. Как удалось выяснить "Известиям", накануне теракта у дома правительства боевики покушались на командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе (ОГВС) генерал-лейтенанта Сергея Макарова. Причина тому - крупная партия денежных средств, предназначенных для оплаты терактов, специальным курьером доставленная лидерам боевиков в Чечню.
По сведениям "Известий", спецслужбы предполагали, что в предновогодние дни в Чечне могут произойти теракты: в первых числах декабря сразу несколько осведомителей сообщили, что в горную часть республики из Панкисского ущелья Грузии сумел пройти "финансист" - так на сленге разведчиков называют человека, которому поручаются перевозка и распределение среди командиров бандгрупп денег от зарубежных спонсоров чеченских боевиков. До этого несколько попыток перехода "финансистами" государственной границы были безуспешными. Лидеры боевиков сидели без денег. Оголодав, они даже обложили данью местное население в горных селах Веденского, Шатойского и Ножай-юртовского районов. Это вызвало протесты со стороны жителей. Было несколько вооруженных стычек с боевиками-рэкетирами. Теперь же деньги у боевиков появились - приблизительно один-полтора миллиона долларов. "Финансиста" пытались задержать сотрудники спецслужб и группы армейского спецназа. В середине декабря его переговоры с одним из командиров бандгрупп были запеленгованы в районе населенного пункта Сельментаузен в Веденском районе. Несколько групп спецназа вышли в поиск, но из-за недостатка технических средств разведке не удалось установить точные координаты его местонахождения. Деньги попали по назначению.
Первый террористический акт произошел еще 25 декабря, и он был направлен против командующего ОГВС генерал-лейтенанта Сергея Макарова. Командующий на вертолете Ми-8 вылетел в одну из войсковых частей, дислоцированную в Ножай-юртовском районе. Накануне боевики натянули в узком месте горного ущелья тонкий алюминиевый трос. Вертолет врезался в неожиданное препятствие лобовым стеклом. Стекло разбилось, члены экипажа и находившийся в кабине пилотов генерал-лейтенант Сергей Макаров, к счастью, не пострадали. Командир экипажа не растерялся и сумел выровнять в воздухе "нырнувший" вертолет.
Кто выдал боевикам военную тайну о маршруте перелета командующего ОГВ? Это пока неизвестно. Как неизвестно и то, откуда у террористов-смертников, взорвавших здание правительства Чеченской республики в Грозном, появились документы для беспрепятственного проезда к самому охраняемому зданию в Чечне.
Грозное заявление Казанцева о "безответственности", разумеется, не останется без последствий. Скорее всего со своего поста будет смещен комендант комплекса правительственных зданий. Будет усилена охрана правительства (сейчас многие чиновники ютятся в здании Нурэнерго по Старопромысловскому шоссе, другие - в вагончиках гостиничного комплекса). Однако если меры, принятые после теракта, ограничатся наказанием "стрелочников", эффекта от них не будет. И покушение на Макарова, и беспрепятственное передвижение по городу двух заминированных автомобилей позволяют предположить, что в силовых структурах Чечни у боевиков есть очень серьезные агенты. Эти "кроты" и являются сейчас главной целью следствия, что косвенно подтверждается на редкость скупой информацией о ходе расследования.
|