О нравах, царящих в “благородном семействе” российских либералов, известно давно. Периодически вспыхивающая грызня между лидерами СПС, “Яблока”, а в последнее время и “Либеральной России” давно превратила их в посмешище для всего рода людского. Однако накануне новых выборов битва за скудный “демократический” электорат, судя по всему, окончательно затуманила кудрявые головы изрядно постаревших “младореформаторов”. Ничего удивительного тут нет — тягаться с КПРФ на выборах либералам явно не под силу, а с пропутинским “Единством”, видимо, попросту страшно. Остается одно — “мочить” друг друга. И если не в сортире, то хотя бы в глазах общественного мнения.
В распоряжении нашей редакции оказался прелюбопытный документ: разработка под грифом “Строго конфиденциально”, скромно названная “Основные направления информационной кампании “Союза правых сил” до конца 2002 года. С виду это — обычный джентльменский набор всех тех мерзостей, которые нынче принято называть заграничным словом “пиар”. Чувствуется, что документ внимательно изучали — поля испещрены подчеркиваниями, галочками, вопросительными знаками и прочими следами напряженной умственной работы. Особо умиляют приведенные едва ли не в каждом разделе суммы “бюджета”, судя по всему, отнюдь не рублевого. Но более всего поражает то, против кого, собственно, собрались воевать разработчики этого плана. В перекрестье прицелов оказались главный покровитель СПС президент В. Путин и “заклятый соратник” Б. Немцова по демократическому лагерю Г. Явлинский. Для каждого из них анонимные авторы “проекта” уготовили свою роль. Так, Путина предлагается лишь слегка “попользовать”, представив его эдаким послушным исполнителем гениальных замыслов Б. Немцова. Что же касается Гриши Явлинского, то с ним решено не церемониться, а “окончательно удалить с политической сцены”. Вот так — простенько и со вкусом.
На всякий случай мы продемонстрировали сей опус знакомым политтехнологам. Их вывод был однозначным — документ составлен профессиональными “пиарщиками” и вполне соответствует нынешней обстановке в стане “либералов”. Мы не знаем наверняка, был ли принят этот план в его нынешнем виде, или автор многочисленных пометок на полях подверг его некоторой редакторской правке. Как не можем, разумеется, утверждать о его безусловной подлинности. К тому же, документ попал к нам явно не целиком — раздел, посвященный “повышению популярности Б. Немцова”, до обидного краток. Тем не менее мы сочли возможным опубликовать “Основные направления…” почти целиком. В конце концов, право на информацию — это та самая “демократическая ценность”, за которую так ратуют нынешние либералы. Так что предоставим столь часто упоминаемому в документе “электорату” редкую возможность своими глазами увидеть, кто и какими методами намерен вести Россию в светлое либеральное будущее.
Строго конфиденциально
Предварительный вариант
Анализ ситуации показывает, что выбранные ранее основные стратегические линии информационного сопровождения партии реализуются эффективно. До конца текущего года необходимо усилить и развить ряд основных направлений работы:
— Удаление “Яблока” с политической сцены, монополизация электорального ресурса “демократов”:
(по данным социологических опросов, гарантированное прохождение СПС в Думу на выборах 2003 года возможно только в случае полного устранения с политической сцены электоральных конкурентов “Яблока”);
— широкий и агрессивный пиар возможностей СПС в качестве инструмента давления на Кремль и лично на Путина:
(необходимо продемонстрировать политической элите и либерально-оппозиционному электорату, что СПС и лично Борис Немцов могут решать вопросы с властью не только и не столько на условиях компромиссов, но и агрессивно заставляя Кремль идти на уступки либеральной оппозиции);
— повышение популярности лидеров, прежде всего — Б. Немцова:
(необходимость максимально чacтых появлений в СМИ, комментирование самых разных тем. Электорат запоминает, прежде всего, образ: “молодой”, “активный”, “говорит хорошо”, “в хорошей физической форме”, а не содержание конкретных заявлений).
I. Основные шаги по удалению “Яблока” с политической сцены
Общий подход: СПС должен позиционироваться как “главный интегратор” демократических сил, соответственно Явлинский и “Яблоко” — как главные противники интеграции. Крайне важно, чтобы такое восприятие сложилось как у политической элиты, так и у целевых электоральных групп.
Из этого следует, что на официальном уровне СПС должен постоянно демонстрировать “союзнические чувства” и идеологическую близость, а также “засыпать” Явлинского объединительными инициативами, оставляя ему лишь возможность обсуждать условия и отказываться. На неофициальном уровне необходимо провести мощную кампанию по информационно-политическому ослаблению “Яблока” в виде серии кампаний в СМИ.
Кампания № 1. “Несговорчивая невеста”
Тематически кампания должна продолжать ранее начатую — “Единый кандидат”. Используя основные информационные поводы осени, в частности “Демократическое совещание”, выборы в ЗАКС Санкт-Петербурга и т.д., предлагается создать соответствующий интерпретационный фон:
— главная линия — необходимость объединения СПС и “Яблока”: электорат готов, политики готовы. Не готов только “вечный оппозиционер” Явлинский;
— Явлинский ведет себя как “старая дева”, отказываясь от “предложений” под любым предлогом. “Так и останется в старых девах”;
— необходимо также всяче-ски поддерживать и развивать устойчивые клише относительно Явлинского: “вечно против”, “боится ответственности”, “не имеет опыта” и т.д.
(не менее 5 публикаций в цeнтральных изданиях с перепечаткой и размещением в региональных; 2 интервью в газетах: 1 — для элитарных аудиторий — “Время Новостей” или “Газета” и пр., 1 — на массовые — КП. Комментарии политологов и экспертов. Общий бюджет, включая гонорары лояльных журналистов и экспертов — 45 000)
Кампания № 2. “Яблоко “без Явлинского”
— назначение Явлинского на должность в правительстве: постоянный запуск слухов “от источников в Кремле” о предстоящем назначении Г.Я. на непрестижные должности, желательно, чтобы Явлинскому приходилось постоянно опровергать;
— болезнь и скорый уход Явлинского из политики по состоянию здоровья — запуск слухов, обязательная игра на контрасте со здоровьем Б. Немцова (см. ниже);
— недовольство Явлинским со стороны его ближайших соратников, переговоры других лидеров партии об условиях перехода в СПС, “соратники Явлинского понимают, что во главе с ним выборы не выиграть”;
— последовательная динамика снижения поддержки партии из-за Явлинского или любой другой “социологизм” — обязательно — цифры.
(Не менее 10 публикаций в центральных изданиях с перепечаткой-размещением в региональных. Комментарии политологов и экспертов. Общий бюджет, включая гонорары, — 65 000).
Кампания № 3. “Союз “Яблока” с КПРФ”
— представляется целесообразным всячески обыгрывать “полевение” Явлинского, чтобы отсечь последовательно демократический электорат. Общий тезис — позиции Явлинского настолько слабы, что он ищет союза с “диктатором Путиным” и коммунистами. Механизмы:
— подсветка результатов голосований в Думе, когда только “Яблоко” и КПРФ голосуют “против”;
— запуск слуха о переговорах (возможно, что даже — для усиления — при посредничестве Березовского) Явлинского с КПРФ о координации политики на выборах, затем сообщения о “непредвиденных сложностях” в переговорах;
— запуск слуха о том, что рядовые “яблочники” недовольны закулисными переговорами Явлинского с КПРФ, а также его заигрыванием с Кремлем.
(Не менее 10 публикаций в центральных изданиях с перепечаткой-размещением в региональных. Комментарии политологов и экспертов. Общий бюджет, включая гонорары, — 65 000)
ИТОГО по разделу: 165 000
2. Закрепление образа СПС как эффективного инструмента давления на Кремль
Общий подход: СПС должен восприниматься как единственная либерально-ориентированная структура, способная давить на Путина и его окружение, на фоне ослабленного “Яблока”, которое вынуждено заигрывать с властью. Для этого необходимо использовать все возможные поводы наступившей осени и начала зимы (голосования в Думе, особенно — бюджетный процесс, военная реформа и пр.). В результате необходимо сформировать общий фон восприятия: Путин — политик, лишенный четкого идеологического ориентира, его окружение — разнородно и занято выяснением отношений между кланами. Путин вынужден опираться на СПС, поскольку больше не на кого — СПС определяет “меру либеральности” Путина.
Основные темы:
— Бюджетный процесс: раскрутить сюжет с раскрытием “секретных статей”, раскручивать все поправки. Главная интерпретация — Путину приходится уступать давлению правых.
— Военная реформа: всячески отыгрывать подключение партии к работе комиссии, выпячивать роль Путина: признание им неспособности военных самим решать проблемы реформы армии — военные лишь саботируют реформу, СПС — единственная сила, благодаря которой что-то движется.
— СНГ: СПС формирует внешнюю политику Кремля на постсоветском пространстве. Усилить информационную поддержку в украинском и белорусском проектах. Во время предстоящих визитов необходимо делать яркие заявления, по возможности провоцировать власти этих стран. Всячески подчеркивать при помощи намеков и утечек “из Кремля”: “Путину пришлось прислушаться к Немцову и доверить ему налаживание контактов с украинской и белорусской оппозицией”.
Другие темы — ситуативно. Общий бюджет раздела с учетом гонораров, размещения на платной основе, организации комментариев, утечек, “слухов” и т.д.— 120 000 до конца года.
3. Повышение популярности Б. Немцова
Необходимо обеспечить постоянную запоминаемость действий и высказываний лидера партии на уровне не менее 10 процентов. Для этого необходимо организовать регулярные эфирные появления Б. Немцова в самых разнообразных программах центрального ТВ с любыми комментариями на любые темы. Также представляется крайне важным чаще показывать лидера партии в неформальной обстановке, демонстрируя его человеческие качества, близость к целевым электоральным группам. Необходимо организовать демонстрацию одного или нескольких сюжетов (возможно, в рамках какого либо из информационных поводов), демонстрацию хорошей физической формы Б. Немцова (занимается спортом, сильный, волевой). Медиа-план и бюджет прилагаются.
P.S. Свято чтя закон о печати, заранее просим считать все упоминающиеся выше имена и названия партий случайным совпадением. А дабы читателям не показалось, что мы необъективно относимся к либералам в силу идеологических разногласий, приведем цитаты из статьи в самой “комсомольской” из демократических газет. Как раз по поводу очередного сватовства “жениха” — Немцова и СПС и “стареющей невесты” в виде “Яблока”:
“Минуточку, а какого пола жених. Логика у него женская. Ложилась она под всех: под Ельцина, Лебедя, Березовского, Путина и постоянно лежит под МВФ. Нет, это СПС — невеста, девушка опытная, погуляла, все позиции испробовала, заработала денег… Да, Немцов повсюду ходит в штанах, но брюки теперь носит кто попало. Нет, по специфической логике, по неприличному кокетству, по всем первичным и вторичным политическим признакам СПС — это дама, неприятная во всех отношениях…”
Как говорится, умри Денис, точнее не скажешь. Над всем этим пиар-проектом можно было бы и посмеяться, если бы не понимание того, кто и какими средствами приходит нынче во власть. И от этого понимания становится, право, совсем не смешно.
|