Лапшин резко критически оценил идею На-зарчука о проведении референдума по объ-единению Алтайского края и Республики Алтай, заявив, в частности, информагент-ству «Регнум», что «Алтайский край видит
в Республике Алтай сырьевой придаток». Назарчук, в свою очередь, обвинил сорат-ника по партии в алтайском национализ-ме: «Если сегодня Лапшин как глава рес-публики пытается сделать крен в сторону национальных чувств алтайцев, это может иметь очень серьезные последствия».
В поддержку Лапшина выступила Ассамблея народов республики Алтай, в поддержку Назарчука - русские патриотические орга-низации республики и края. Так, в част-ности, в интервью «КС» руководитель пат-риотической организации «Славянское об-щество», профессор Алтайского госунивер-ситета Святослав Григорьев заявил, что
«многие недооценивают остроту проблемы взаимоотношений в Республике Алтай ко-ренного государствообразующего этноса (русских) и коренного малого народа (ал-тайцев). Достаточно сказать, что еще несколько лет назад в Горном Алтае в судебном порядке рассматривалось нес-колько уголовных дел с политической подоплекой по фактам призывов некоторых представителей коренной национальности к вооруженной борьбе с «русской экспансией». Опасно, когда проблема межнациональных отношений становится заложницей политиков, решающих свои сугубо внутрипартийные задачи».
Несмотря на то что внешне «обмен любез-ностями» между давно борющимися за власть в партии лидерами АПР выглядит только политикой, за вопросом о возмож-ном объединении регионов (с которого, собственно, и начался скандал) стоят серьезные экономические интересы. Нес-лучайно Лапшин в своем заявлении сделал особый акцент на том, что «утратить рес-публиканский суверенитет - это значит добровольно отказаться от права самос-тоятельно распоряжаться природными ресурсами».
Предполагаемое объединение регионов принесло бы Алтайскому краю возможность реализации ряда крупных проектов, осу-ществление которых проблематично без политического и экономического контроля над Горным Алтаем со стороны бывшей метрополии (строительство на территории
«независимой» республики Катунской ГЭС и автомагистрали в Китай). Лапшин, которого Назарчук во время выборов поддержал, сначала по поводу объедине-ния дипломатично отмолчался, а сразу после победы во втором туре назвал раз-говоры о слиянии регионов «глупостью».
Вскоре со стороны края последовали пусть
не прямые, а опосредованные, но все же санкции: ОАО «Алтайэнерго» повысило энерготарифы для предприятий республики в значительно больших размерах, нежели на территории края. Возмущенный Лапшин обратился с жалобой на действия РЭК в краевой арбитражный суд, однако тот оставил ее решения в силе.
Тем не менее весной этого года состоя-лась достаточно неожиданная встреча Лапшина с Назарчуком, которую восприняли
как примирение давних оппонентов. Помимо
всего прочего руководитель Горного Алтая
заявил о своем намерении возобновить строительство Катунской ГЭС, а значи-тельную часть заказов и подрядов размес-тить на предприятиях края.
Однако примирение оказалось перемирием. В начале сентября в Белокурихе по ини-циативе крайсовета и лично Александра Назарчука прошла международная конфе-ренция «Наш общий дом Алтай», в которой приняли участие представители пригранич-ных территорий КНР, Казахстана и Монго-лии, а также Республики Алтай и Алтай-ского края. Несмотря на «объединитель-ное» название форума, не обошлось без пикировки представителей края и респуб-лики по поводу ряда проектов - в част-ности, по поводу строительства автома-гистрали, которая должна соединить Сибирь и динамично развивающийся Запад-ный Китай. Представители края склоня-лись к варианту, по которому трасса должна пролечь по священному для корен-ного населения Горного Алтая плато Укок.
Возражая, представители Горного Алтая ссылались не только на «возвышенные» аргументы - председатель комитета по экономике правительства Республики Алтай Владимир Сабин высказал сомнения, что реализация проекта может принести какую-либо реальную пользу республике, так как сегодня действующий Чуйский тракт фактически не играет какой-либо существенной роли в экономике Горного Алтая.
Последние заявления руководителей двух регионов, по мнению алтайских полити-ков, показывают, что временное переми-рие завершено. Не исключено, что второй жертвой (после автомагистрали) этого конфликта может стать упоминавшаяся Катунская ГЭС. В конце концов, решение о ее строительстве не может быть принято
без согласия республиканского парламен-та, который всегда может найти весомые аргументы против строительства - начиная
от экологии и заканчивая оскорблением национальных чувств. Так что вновь раз-горевшийся конфликт Назарчука и Лапшина почти наверняка будет иметь продолжение.
|