У испанских берегов треснул и затонул танкер «Престиж» («Prestige»). Об этом сообщили почти все мировые и российские информационные агентства, пресса и телевидение, причем наши – довольно отстраненно: зарубежное происшествие, утонул танкер под багамским флагом, экологическая трагедия для испанского побережья, греческий капитан уже в тюрьме... В общем, испанцы, греки, багамцы – далекие от отечества персоны. Кто-то из информационщиков, правда, пытался скромно сообщить, что нефть-то разлилась наша, российская, но его благополучно не услышали. Между тем скандал может стать мировым, и без российского участия в нем, увы, не обошлось. Точнее, без участия российских олигархов.
История темная. Груз отчасти принадлежал трейдерской компании «Краун ресорсез» – швейцарскому юридическому лицу. Председатель совета директоров этой фирмы Алексей Кузьмичев одновременно является членом наблюдательного совета «Альфа-групп», а директор по корпоративному развитию и финансам Владимир Плужников вообще стоял у истоков этой бизнес-структуры и, в частности, «Альфа-эко»… «Краун трейд энд файненс» вначале регистрировали в офшорной зоне на британских Виргинских островах, затем (в 1996 г.) – в Гибралтаре. На официальном сайте «Краун ресорсез» фигурирует как член «Альфа-групп»...
Подробности трагедии таковы: морем везли не совсем нефть, а топливный мазут – 78 тыс. тонн. Танкер «Престиж» – 1976 года постройки (243 м в длину и 34 м в ширину) – ранее уже штрафовали за гиблое техническое состояние аж в двух портах – в Амстердаме и Нью-Йорке. Он долго стоял на приколе и использовался в последнее время в качестве хранилища для мазута. Кроме того, «Престиж» был одним из немногих уцелевших танкеров без двойной оболочки – раритет, фактически цистерна с мотором (корпус корабля одновременно служит емкостью для груза).
Тяжело ему было плавать. По международным стандартам, такие посудины скоро должны отправиться на металлолом всей эскадрой. Но «Престиж» заставили оторваться от берега. И в 60 милях от испанского побережья его корпус дал десяти-, а затем и двадцатиметровую трещину по центру.
Тут же заключили контракт с известной в мире спасательной фирмой «Смит». Специалисты пытались удержать судно на плаву, но погода была плохая, центральная часть танкера пошла под воду, и корабль разломился на две почти равные части. Задняя утонула во вторник в полдень (по центральноевропейскому времени), передняя чуть погодя – в 16.15.
Танкер выплеснул только 10 процентов мазута, и этого вполне хватило для экологической катастрофы со всеми атрибутами – мертвая рыба, погибающие птицы, загажены уникальные места ловли осьминогов. В Испании на очистку побережья мобилизованы солдаты и добровольцы. Но основная угроза осталась, поскольку львиная часть груза ушла на глубину, и специалистам остается надеяться только на то, что из-за холодной погоды мазут сохранится в концентрированном виде.
Кто же отправил в плавание ветхий корабль? Вопрос оказался не столь уж простым. Принадлежало судно греку Джону Кулутросу, который умер в 1981 году. А дальше танкероми «Престиж» (и только им!) стал владеть некий траст «Маре шипинг» – уникальное изобретение, ибо траст не имеет конкретного владельца (есть управляющие, бенефициары, но только не конкретные лица) и даже некого обложить налогом на имущество.
Управляющей компанией, которая искала для танкера грузы и отдавала распоряжения капитану, стала некая неизвестная фирма «Юниверс Маре Тайм», куда, по идее, и должны были обратиться владельцы мазута – люди из «Краун ресорсез», не чуждой «Альфа-групп». Груз страховали именно они, а соответственно, по логике вещей, могли бы и проследить, на чем его повезут...
Кто скрывается за удивительным трастом и компанией «Юниверс Маре Тайм», вскоре станет понятно. В Испании уже сейчас громко говорят о контрабанде. Мы будем следить за развитием событий и постараемся детально прояснить роль российских олигархов в этой сложной истории. Ведь если бы танкер не утонул, никто бы не обратил внимание на столь странную, темную экономическую схему: конторы без владельцев, управленцы, которые ни за что не отвечают, контрабанда (?) – согласитесь, что почерк какой-то родной, российский….
Комментарий:
Источник в московском представительстве «Краун ресорсез», который пожелал остаться неизвестным, сообщил нам, что компания была всего лишь одним из многочисленных владельцев груза, среди которых несколько фирм и банков. Танкер плыл с севера Европы в Сингапур. Компания оплачивает стоимость страховки и фрахт судна. Но не несет ответственности за его состояние и тем более не проводит инспекции. Танкер подыскивали брокеры, он проходил соответствующую проверку и подозрений не вызвал. Сейчас в мире порядка 265 подобных судов, и это не противоречит установленным международным стандартам. Источник также пояснил, что компания никому не будет предъявлять претензий: груз был застрахован, соответственно свое расследование, судя по всему, будет проводить страховая компания. Кто будет возмещать миллиардные долларовые расходы на ликвидацию последствий катастрофы, источник сказать затруднился.(21.11.2002)
|