Изначально предполагалось, что причина инцидента — имущественный спор между двумя сахалинскими рыболовецкими компаниями. Всю ночь оперативный штаб следил за перемещением судна с помощью уникальной системы мониторинга, созданной в комитете год назад. В ночь с 19 на 20 ноября удалось установить связь с якобы захваченным судном — с капитаном Владимиром Чупровым. Все подробности инцидента рассказал вчера утром “МК” сам Евгений Наздратенко.
— Слава богу, что у нас есть такой мониторинг! Благодаря ему мы можем вычислить координаты любого российского судна в настоящий момент времени. И определить, что это за судно, как называется, чем занимается, кто им владеет, какие у него характеристики... Жалко, что Министерство природных ресурсов до сих пор не утвердило это очень важное для страны изобретение, благодаря которому мы смогли ночью установить связь с судном “Тулун” и следить за тем, что творится в южной части Японского моря. Мы наблюдали, как судно меняет путь, и анализировали полученную информацию вместе с сотрудниками ФСБ. Могу со всей ответственностью заявить: никакой стрельбы не было! Все это придумали корейцы!
Капитан “Тулуна” Владимир Чупров сообщил нам, что никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, однако корейцы пытались забраться к ним на борт и даже претендовали на улов. На судне находятся 35 членов экипажа и 12 пассажиров.
— Так все-таки судно пытались захватить не русские, а корейцы?
— Это мы будем выяснять: обязательно потребуем полного отчета от корейских властей. Пока мы узнали лишь то, что сейчас наиболее важно, — полную информацию о нашем судне. “Тулун” направлялся в Пусан, чтобы встать в очередь в крабовую экспедицию. Сразу скажу: в этом порту разгружаются многие наши суда, здесь рыболовы получают зарплаты, здесь пристают к плавбазам. К примеру, в прошлом году сюда заходило 1567 наших судов, так что никаких законов мы не нарушали. Что же касается груза “Тулуна”, то никакой ценности он не представляет: это около 300 тонн разнорыбицы, которая идет на приманку для ловли крабов. И наше судно шло в Пусан, чтобы отдать разнорыбицу судну-добытчику, поскольку сам “Тулун” — рефрижератор, то есть перевозчик груза.
Но когда “Тулун” подходил к порту, к нему подплыл катер с какими-то, видимо, бандитами. Впрочем, не исключено, что это были даже корейские полицейские. Так или иначе люди, которые были на катере, потребовали у команды нашего судна остановиться, попытались попасть на борт и даже, как сообщает капитан, претендовали на улов. Однако Чупров принял решение не останавливаться. И взял курс обратно — в открытый океан. “Тулун” направился в сторону Южного Сахалина, к порту своей приписки. Катер попытался догнать наше судно. Однако у него ничего не вышло.
После этого корейцы сообщили всему миру о каком-то вооруженном захвате судна русскими бандитами! Мы связались с капитаном “Тулуна” — судно не отключало специальной системы, с помощью которой оно было доступно нашему мониторингу, и дали команду срочно поменять курс — двигаться в рыбный порт Владивостока. Как только “Тулун” достигнет пункта назначения, мы узнаем все подробности инцидента.
— А известно ли что-нибудь о судне “Корф” — том самом, с камбоджийским флагом, с которого, по сообщению корейской морской полиции, и высадились русские бандиты?
— Тут ситуация непростая. Это судно пропало, у нас с ним связи нет, поскольку на нем нет специальных маячков. Я не исключаю, что этого судна вообще в природе не существует...
Екатерина ПИЧУГИНА
АТЫ-БАТЫ, ШЛИ ПИРАТЫ...
В ситуации с “Тулуном” пока ничего не ясно
Что стряслось с “Тулуном”, станет понятно лишь после того, как на его борт вступят наши военные. Ибо совершенно очевидно: что бы ни произошло на борту, там стряслось ЧП.
Из досье “МК”: Промыслово-транспортный рефрижератор “Тулун”. Построен в России в 1995 году. Длина — 54 метра, водоизмещение — 1200 тонн, скорость — 11 узлов. На борту 20—23 члена экипажа. Порт приписки — город Холмск (Сахалин). Принадлежит ООО “Регион”.
Вчера и российский МИД, сделавший запросы о помощи своим коллегам в Японии и Южной Кореи, и погранслужба — все загадочно пожимали плечами. Мол, разберемся и тогда сообщим. А по морям, по волнам пошла лихая весть — пираты! Российский “Тулун” взят на абордаж то ли судном под камбоджийским флагом “Корф”, то ли “тремя вооруженными лицами славянской национальности”, перебравшимися, вероятно, с того же “Корфа”.
Роясь в противоречивых сводках о злоключениях “Тулуна”, с трудом можно найти первоисточник. Похоже, это был факс, направленный южнокорейскими пограничниками их российским коллегам, из которого и стало ясно, что “Тулун”, мягко говоря, поменял владельца. На рейде в южнокорейском порту Пусан, куда рефрижератор пришел из японского порта Вакканай, имея в трюмах 115 тонн рыбы, российский представитель компании судовладельца (некто Алексей) на катере попытался добраться до “Тулуна”. И был обстрелян с его борта. Причем рядом маневрировало судно “Корф” под камбоджийским флагом.
Ошарашенный Алексей (так он фигурирует в сводках) рванул на своем катере к берегу, считая пробоины в борту — их оказалось 28. С этого и начался сыр-бор. Пока чесала макушку корейская морская полиция, “Тулун” и “Корф”, храня радиомолчание, ушли в нейтральные воды, где и были обнаружены позже: в точке с координатами 40° северной широты и 136° восточной долготы.
Ночью неожиданно вышел на связь капитан “Тулуна” Владимир Чупров. Он был полон оптимизма: с судном все в порядке, никакого захвата не было, но почему-то отказался назвать свое местонахождение и конечный пункт движения, при том что вот уже пять часов кряду над его головой кружил самолет ФПС, подавая сигналы об остановке. Все это не совсем совпадает с версией Госкомитета РФ по рыболовству, которую изложил “МК” его председатель Евгений Наздратенко.
Можно ли этот случай квалифицировать как пиратство?
В юридическом отделе службы морского флота России на вопрос “МК” ответили уклончиво.
Там затруднились сказать, подпадают ли действия экипажа судна “Корф”, направленные против траулера “Тулун”, под действующую статью в УК РФ. Как считают российские юристы, если “Корф” действительно пытался завладеть чужим имуществом именно теми методами, как описывается в сообщениях информагентств, то его действия подпадают под статью 227 “Пиратство” (срок от пяти до десяти лет). “Естественно, если будет установлено, что при захвате применялось оружие, то уголовное наказание за такое преступление будет строже”, — сказали “МК” в службе морского флота.
“МК” связался по телефону с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной погранслужбы (ФПС).
— Когда стало ясно, — сказали там, — что в Японском море возникли форс-мажорные обстоятельства, из Южно-Сахалинска в район предполагаемого нахождения траулера “Тулун” вылетел наш “Ан-76”. Первое обследование морской акватории результатов не дало, и спустя примерно полтора часа с Сахалина стартовал “Ан-72” ФПС. Экипаж этого самолета обнаружил в исключительной экономической зоне Японии российское рыболовецкое судно.
После этого из Невельской бригады пограничных сторожевых кораблей (она тоже дислоцируется на Сахалине) в море вышли два ПСКР — “Невельск” и “Забайкалье”. Позднее, по плану взаимодействия, к операции присоединились большой противолодочный корабль “Адмирал Пантелеев” с досмотровой погрангруппой на борту (он вышел из Владивостока) и находившееся в Японском море гидрографическое судно Тихоокеанского флота ГС-7. К моменту подписания номера было известно, что “Тулун” находится примерно в 40 милях от исключительной экономической зоны России.
В ФПС, как мы видим, случай с “Тулуном” называют не захватом, а форс-мажорными обстоятельствами. Под этим можно подразумевать все что угодно.
Александр МОРОЗОВ, Наталья ЗОЛОТАРЕВА, Юрий ГАВРИЛОВ
|