В конце октября "Автовазу", крупнейшему автомобильному заводу России, пришлось на две недели остановить конвейер. Причина проста - перепроизводство. Заводу стало просто некуда девать продукцию. Приблизительное число невостребованных на момент остановки конвейера автомобилей, по информации пресс-центра "АвтоВАЗа", составляло около 70 тысяч единиц. А по неофициальным данным, полученным "Итогами", - порядка 100 тысяч. А вот более свежие цифры, касающиеся товарных остатков на "АвтоВАЗе", засекречены почти как в военном ведомстве. Тем не менее за десять месяцев 2002 года на "АвтоВАЗе" изготовили 630 458 машин, из которых на долю автомобилей самого дорогого, "десятого", семейства пришлось 193 125 штук. Даже если принять официальную цифру товарных остатков "АвтоВАЗа", то получается, что предприятие можно было смело закрывать не на две недели, а на месяц-полтора. Арифметика тут проста - за 14 дней сбыть 70 тысяч авто невозможно. Так что инсайдерская информация о том, что сейчас на заводских площадках по-прежнему стоит порядка 55 тысяч непроданных машин, не выглядит невероятной.
Главными виновниками кризиса, по мнению пресс-атташе "АвтоВАЗа" Владимира Арцыкова, стали подержанные иномарки. Корреспонденту "Итогов" в несколько нервной манере была прочитана лекция о вреде иномарок для государства в целом и для "АвтоВАЗа" в частности. Мол, в последние месяцы напуганные повышением импортных пошлин граждане России ввезли в страну несколько сот тысяч бэушных машин иностранного производства. А так как эти авто по цене сопоставимы с новыми ВАЗами, то продажи Волжского завода упали. Тем самым менеджеры завода намекают, что трудности носят временный характер. Дескать, запасы сравнительно недорогих подержанных иномарок вскоре рассосутся и все пойдет по-прежнему. 9 ноября работа предприятия была возобновлена, и теперь в Тольятти делают вид, будто ничего не произошло.
Надо сказать, что в последнее время "АвтоВАЗ" взял курс на своего рода модернизацию: сворачивание производства дешевой, но морально устаревшей "классики" и запуск более современной и дорогой линейки "десятого" семейства. Мы не случайно отдельно привели данные по производству "десяток". "Флагман модельной гаммы завода", как называют его в Тольятти, сегодня заполняет уже треть объема всей выпускаемой "АвтоВАЗом" продукции. Этот автомобиль стоит от 6 до 8 тысяч долларов. При этом качество его, и это признают на самом заводе, по-прежнему оставляет желать лучшего. Таким образом, "АвтоВАЗ" попадает в маркетинговые ножницы "цена - качество": если раньше его машины были не слишком качественными, но дешевыми, то теперь, оставаясь теми же по качеству, они переходят в принципиально иную ценовую категорию. И это происходит в тот момент, когда иностранные производители начали массированно продвигать на российский рынок качественные машины, уже вполне сопоставимые по цене с вазовскими "десятками".
Справедливости ради, заметим, что новых иномарок, аналогичных ВАЗ-2110 по классу и по цене, на нашем рынке пока еще нет. За 6-7 тысяч долларов можно купить лишь машину классом ниже - компактную городскую "букашку" Daewoo Matiz. Это неплохой автомобиль, но уж очень маленький. Однако стоит добавить всего 2-2,5 тысячи долларов (а потребителю, готовому потратить на машину 7 тысяч долларов, это, как правило, по силам), и выбор открывается очень широкий.
Корейский концерн Hyundai представил на российском рынке два хита. Первый - полностью "упакованный" Accent, собранный в Таганроге (цена 9990 долларов, 102 л.с., гидроусилитель руля, кондиционер, полный электропакет, ABS, подушка безопасности, иммобилайзер, 2 года заводской гарантии). Конвейер в Таганроге рассчитан на 10 тысяч Hyundai Accent в год. Вторая модель - Getz (9500 долларов, 82 л.с., иммобилайзер, подушка, гидроусилитель руля). В последнем случае корейцы гарантируют уже 5 лет без поломок! Для российского рынка это просто беспрецедентный шаг. Сейчас в Европе Hyundai проводит аналогичную гарантийную политику - 5 лет на все модели (у нас тоже, исключая таганрогский Accent). При этом, как пояснили представители компании "Автомир", нет необходимости обслуживать машину именно у того дилера, где она была куплена: "Можно проходить ТО в любом авторизованном фирмой Hyundai сервисе - на условия гарантии это не влияет".
Еще один перспективный "кореец" на нашем рынке - Kia Rio: 108 л.с., гидроусилитель руля, подушка, передние стеклоподъемники, электрорегулируемые сиденья, иммобилайзер и даже тонированные стекла - 9400 долларов! Большинство дилеров дают на эту машину гарантию три года (2 года - гарантия заводская). Если прикинуть, во сколько покупателю обойдется "десятка" в такой же комплектации, как Hyundai Accent или Kia Rio, то выйдут примерно те же 10 тысяч долларов. Но при совсем ином качестве.
Пойдем дальше. Французская компания Renault предлагает автомобиль Symbol - седан с вместительным багажником. Цена в базовой комплектации (двигатель 75 л.с., подушка безопасности, иммобилайзер, гидроусилитель руля) - 9100 долларов, заводская гарантия 2 года, дилеры же дают три года. Около двух недель назад Renault начал в Москве отверточную сборку автомашин Symbol. Пока объемы невелики: в день из машинокомплектов скручивают 8 автомобилей (около 2 тысяч в год), затем ежесуточно будет производиться 20 штук (уже более 4 тысяч в год). Однако в скором времени Renault планирует строить в России большой завод по типу фордовского.
Помимо Renault, соперниками "АвтоВАЗа" в России являются Skoda и Ford. Чехи предлагают Fabia (64 л.с., подушка, иммобилайзер) за 9400 долларов. Как известно, эта машина произведена германским концерном Volkswagen, соответственно она прочно держится на первых местах по объемам продаж. Ford Focus несколько дороже - базовая комплектация (100 л.с., иммобилайзер, подушка, гидроусилитель руля) стоит 10 900 долларов, но в данный момент на нашем рынке потенциально это самый перспективный игрок - у него есть собственный завод мощностью 25 тысяч машин в год.
Ситуация по продажам за 9 месяцев 2002 года такова: лидирует Skoda - 7745 автомобилей (за тот же период 2001 года - 4138 штук, то есть рост 45 процентов), Renault - 6042 единицы, рост 58 процентов, Kia прибавила 31 процент продаж (2824 автомобиля), а Hyundai и вовсе добился более чем двухкратного роста продаж: 2939 против 1176 штук за девять месяцев прошлого года. Конечно, в абсолютных цифрах это пока что не очень много - десятки, а не сотни тысяч, но тенденция прослеживается предельно четко. Ситуация развивается явно не в пользу отечественного автопрома, каждый день он теряет определенный процент своих потенциальных потребителей. То есть число покупателей недорогих, но качественных иномарок растет.
В этой ситуации, казалось бы, "АвтоВАЗ" должен задуматься над тем, чем привлечь покупателя. Допустим, качество хромает, и быстро его не исправишь. Однако есть маркетинговые ходы - скидки, бонусы, удлинение срока заводской гарантии. Но, похоже, у "АвтоВАЗа" подобных планов пока нет. Существует лишь заводская гарантия - 1 год или 20 тысяч километров пробега. При этом некоторые дилеры на свой страх и риск увеличивают ее до 3 лет или 60 тысяч километров. И, по сути дела, все. Некоторое снижение цен обещают только после Нового года, когда машины постареют, станут прошлогодними. Но это чисто символические скидки: так, в "Автомире" сказали, что в первый месяц 2003 года "Жигули" 2002 года выпуска у них в среднем подешевеют на 20 (!) долларов, потом, через некоторое время, на 50 долларов, а к лету остатки будут продавать на целых 100 долларов дешевле. И все.
(Фото: Сергей Иванов)
Конкуренты же "АвтоВАЗа" бьются буквально за каждого покупателя. Так, например, к каждому Renault Symbol в подарок теперь бесплатно выдаются четыре зимних колеса импортного производства - это примерно 200 долларов экономии. Аналогичные акции проводят и другие фирмы, например Ford и Mitsubishi. Покупатели получают подарки, продление гарантии и скидки на техобслуживание в официальных сертифицированных сервисах.
Автомобиль в кредит - еще один способ привлечь покупателей. В этом плане иностранные производители тоже более продвинуты. Известно, что на Западе у любого крупного автоконцерна есть собственный банк, который занимается кредитованием потребителей. Подобные схемы, правда, пока что не напрямую, но начали продвигаться и в России. Проценты по кредитам на новые иномарки за счет участия в этих схемах зарубежных банков выглядят достаточно привлекательно. Правда, тут следует уточнить - речь идет только о программах, предлагаемых самой фирмой-производителем. Например, ставка по программе "Ford в кредит" составляет 10 процентов в годовом исчислении. У "АвтоВАЗа" таких программ нет, а ставки по рублевым кредитам, предоставляемым сторонними банками, слишком высоки. Сейчас они составляют 30-32 процента в годовом исчислении.
Каков прогноз на будущее? Специалисты полагают, что можно с большой долей уверенности спрогнозировать, что рост продаж новых иномарок в ценовом сегменте 8-12 тысяч долларов продолжится: это качественные машины, по цене вполне сопоставимые с "упакованными" моделями "АвтоВАЗа". Впрочем, по всей вероятности, цены в ближайшем будущем вообще сравняются - после того, как тольяттинский конвейер запустили, среди вазовских дилеров начала циркулировать информация о том, что к 2005 году ВАЗ-2110 будет стоить 10 тысяч долларов. Если слух подтвердится, то конкуренция между вазовскими моделями и иномарками еще больше ужесточится. В этой ситуации, полагают аналитики, отечественные производители могут инициировать оригинальные "маркетинговые" ходы. Например, попытаться пролоббировать дальнейшее повышение пошлин на иномарки, включая новые, чтобы у покупателя просто не осталось выбора - или "Жигули", или ничего. Попытки склонить правительство к такому решению могут быть предприняты в самое ближайшее время. А что делать, если иными способами бороться за покупателя не получается? Кстати, по неофициальной информации, поступившей из Тольятти, конвейер "АвтоВАЗа" вскоре снова может стать, но уже на месяц.
|