Ульяновский регион — один из лидеров по «стрижке» дотаций из центра.
Новый глава области Владимир Шаманов оказался не в силах одолеть разруху. Вместо решения экономических проблем бравый губернатор предпочитает устраивать в Поволжье грандиозные автошоу «Гонки на выживание». Символично.
Поснимали всех, включая сына экс-губернатора
Ульяновск встретил вашего покорного слугу снегом, слякотью, разбитым асфальтом и грязью. Впрочем, состояние города даже в хорошую погоду производит удручающее впечатление. Легендарный домик Ильича в этой разрухе уцелел, кажется, только чудом. И лишь в самом центре, на улице Гончарова, есть видимость благополучия: буквально через каждые сто метров здесь сверкают огнями многочисленные казино, открывшиеся в городе при новом губернаторе.
— Как при Шаманове живется, лучше? — интересуюсь «гласом народа» у водителя маршрутки Олега.
— А что Шаманов? Он не руководит, а, как у нас говорят, шаманит, — ответил Олег и, почесав голову, добавил: — А ведь я и сам за него голосовал...
Голосовал, понятно, не он один. Когда осенью 2000 года Владимир Шаманов объявил о своем решении баллотироваться на пост губернатора Ульяновской области, народ сильно возбудился. Как же: боевой генерал, Герой России, «усмиритель Чечни». Точно наведет порядок. Шаманова поддержали даже Зюганов с Чубайсом — случай поистине уникальный.
— По-видимому, наступили времена, когда военные стали востребованы обществом, — заявил Шаманов на инаугурации.
В результате этой «востребованности» почти на все ключевые посты пришли новые люди, и, как водится, началась массовая кадровая чистка. Самым скандальным стало снятие с должности гендиректора АО «Продовольствие» Олега Горячева, который хоть и является сыном бывшего губернатора, но даже среди политических оппонентов имеет репутацию человека порядочного. Прошел слух, что его посадили в тюрьму, а отца отправили в психушку.
— Ничего такого не было, — прояснил «Собеседнику» ситуацию Горячев-младший, который до сих пор является депутатом Законодательного собрания области. — Никаких уголовных дел не возбуждалось. Прокуратура проверяла «Продовольствие», но хищений и нарушений не нашла. В противном случае я бы сейчас с вами не разговаривал. Но брата моего с должности начальника отдела паспортно-визовой службы УВД области убрали...
Вскоре даже рьяные противники старого губернатора осудили первые шаги губернатора нового. Реальная оппозиция Шаманову сформировалась в Ульяновске уже через полгода, когда стало ясно, что с ним в область пришла и новая команда, главным режиссером которой стал Никита Сергеевич Михалков — самая яркая звезда его предвыборной кампании и давний товарищ генерала по охоте.
«Фактическим губернатором является Пиорунский»
— Дело не в новой команде, а в ее отношении к региону. В России сегодня сложился своеобразный «бизнес» — помочь кому-то прийти во власть, а потом получить проценты с этой помощи. Судьба экономики региона в таком случае в расчет не принимается, — считает местный профессор и предприниматель средней руки Исаак Гринберг. — То же самое произошло и у нас в Ульяновске.
По словам Гринберга, с новым губернатором в областную администрацию пришло сразу несколько группировок: московская (из представителей ульяновской диаспоры в Москве), самарская (из бизнесменов соседней области, серьезно спонсировавших предвыборную кампанию генерала) и клинско-московская (или михалковская).
В первое время пришлые распределили между собой ключевые посты практически поровну. Например, бывший первый секретарь Ульяновского обкома комсомола Валентин Денисов, один из лидеров московской диаспоры, стал курировать сельское хозяйство. Не были обделены и лидеры самарцев: так, Владимир Царев курировал у Шаманова ТЭК и промышленность области.
Несколько постов получили и михалковцы. Сергей Ильинский, близкий приятель Никиты Михалкова и «по совместительству» бизнесмен из подмосковного Клина (против него, кстати, в Клину возбуждалось уголовное дело о вымогательстве и незаконном хранении оружия), положил глаз на ульяновское продовольствие, торговлю и алкоголь. Представительство области в Москве возглавил сначала зять Михалкова Альберт Баков, а затем Александр Котелевский, директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Но истинным лидером клана, а по существу, и всей ульяновской администрации в области считают Дмитрия Пиорунского, первого зампреда правления Союза кинематографистов и Российского фонда культуры (в свое время в фонд его тоже привел Михалков, Пиорунский уже тогда был довольно мощным бизнесменом).
В кресло зама Шаманова по экономике Пиорунский официально пересел лишь несколько месяцев назад. До этого он довольствовался скромной должностью советника губернатора на общественных началах. Зарплату он не получал, но жил при этом в самой дорогой гостинице города «Октябрьская», в номере люкс. Однако даже в тот, «бессребреный», период жизни Пиорунского без его визы Шаманов, говорят, не подписывал ни одного документа.
Об этом поведал бывший заместитель губернатора Валентин Денисов, который в начале года ушел в отставку, громко хлопнув дверью:
— Я не хочу участвовать в процессах, которые, мягко говоря, незаконны. — И добавил: — В области сложились две администрации — формальная и фактическая, причем фактическим губернатором является Пиорунский, а Шаманов лишь транслирует то, что ему говорят.
Уход Денисова не был последним. После серии отставок к лету 2002 года лидирующие позиции в областной администрации прочно перешли к михалковцам.
«Если бы не прокуратура, всю область разворовали бы пришлые»
С приходом Шаманова в Ульяновской области начался активный передел собственности. Он неизменно заканчивается в пользу пришлых.
— Только в последнее время мы возбудили 12 дел экономической направленности, из них 4 — по преднамеренному банкротству, — обрисовал мне картину старший помощник прокурора области Василий Зима. — Конечно, подобные преступления происходили и раньше, но с приходом в область новых людей они стали более дерзкими.
Первой ласточкой нового передела стала «работа» михалковцев с Якушкинским элеватором. Его сдали в аренду московской фирме «Агро-Эстейт» по цене рубль за метр. Как было сказано позднее в экспертном заключении: «Комитет по имуществу искусственно создал условия для банкротства стабильно и рентабельно работающего предприятия в целях дальнейшего его выкупа за бесценок частными лицами».
Вскрылось это почти сразу, в июле прошлого года. Шаманов вызвал тогда Ильинского, Пиорунского и Хвастунова (глава комитета по имуществу) на ковер и по-отечески устроил разнос.
Но его разнос ничего не решил. Как мне рассказали в прокуратуре области, имущество региона по разным схемам начало стремительно уплывать в частные руки, как правило, находящиеся за пределами области.
Яркий пример — судьба акций Цильнинского сахарного завода. Договором от 12 марта 2002 года они были проданы АО «Симбирск-мука», возглавляемому Сергеем Котелевским (старшим братом уже упомянутого выше Александра Котелевского, представителя ульяновского региона в столице) и все тем же Сергеем Ильинским. Цена сделки — 33 млн. рублей, причем право собственности перешло к «Муке» уже после уплаты первого взноса всего в 5 млн.
В июне Цильнинский районный суд наложил на акции арест, но оказалось, что «Симбирск-муке» они уже не принадлежат. Их продали УП «Средняя Волга» за те же 33 млн., но первый (контрольный) взнос составил всего... две тысячи рублей. Но и у «Средней Волги» акции надолго не задержались. Она по-быстрому сплавила их за векселя с годичным сроком погашения сразу нескольким московским и волгоградским фирмам. Не составило большого труда выяснить, что за новыми владельцами прибыльного завода стоит... Никита Михалков. Созданная им коммерческая группа «НИКОС» (в лице Дмитрия Пиорунского и зятя звезды Альберта Бакова) уже была замечена в подобных сделках с перспективными химическими предприятиями Волгограда, но развернуться вволю там не позволила местная администрация.
В итоге нового передела собственности во главе наиболее ценных предприятий ульяновского региона, войдя в состав советов директоров, встали Сергей Ильинский («Симбирск-мука», ОАО «Ульяновский сахарный завод», ОАО «Цильнинский элеватор», ОАО «Продовольствие»...), Дмитрий Пиорунский (ОАО «Ульяновский сахарный завод», ОАО «Цильнинский элеватор», ОАО «Авиастар»...) или их люди.
Участь преднамеренного банкротства и последующей смены собственника постигла спиртной и ликеро-водочный заводы, облторг, цементный завод... Подобная судьба ожидала и предприятие федерального значения «Авиастар», процедура банкротства которого была приостановлена лишь после прямого указания из Кремля.
— если бы не позиция прокуратуры, — пояснил Василий Зима, — нечистые на руку дельцы, пришедшие с командой нового губернатора, уже давно разворовали бы всю область. Тем более что служебное положение им такие возможности предоставляет.
Делают шамановские чиновники деньги и другими путями. Так, по информации сенатора Рамазана Абдулатипова, с египетского миллиардера Ибрагима Камеля потребовали, например, пять миллионов долларов за «вход» в область (египтянин намеревался инвестировать «Авиастар»). А из-за «неблагоприятной экономической ситуации» (вероятно, имеются в виду непомерные поборы) планирует покинуть ульяновскую землю и один из крупнейших налогоплательщиков региона — авиакомпания «Волга—Днепр».
«За волю к победе» получил электроинструменты
Как только Шаманов пришел к власти, он сразу же публично заявил, что губернатор — все равно что президент. Всю непосредственную работу должно, по его словам, выполнять правительство области, а на себя он готов взвалить лишь представительские функции. Именно поэтому Шаманов и не обременяет себя заботами управленца. Чем же занят генерал?
Если верить ульяновским депутатам, губернатор на всю катушку использует возможность общаться с семьей, которая все годы его генеральства жила под чужими фамилиями, постоянно меняя адреса (чтобы не достали боевики). Дети у него уже, правда, выросли. Сын Юрий служит в налоговой полиции, а 19-летняя дочь Светлана перешла на третий курс одного из московских вузов. Но в семейные праздники все вместе неизменно собираются за общим столом. Разговаривают, слушают музыку (Владимир Анатольевич — большой любитель саксофона), едят пирог с рыбой — фирменное блюдо генеральши Людмилы.Не прочь Шаманов и на охоте ружьишком побаловаться.
Отдыхать Шаманов предпочитает либо на губернаторской даче в Карлинской роще (где раньше был санаторий для ветеранов), либо за пределами вверенной ему области — в Москве или за границей.
Последние международные вояжи губернатора хоть и предполагали благородные цели, но ощутимой пользы региону не принесли. Из Дании, например, Владимир Шаманов вывез идею настроить по области ветряных мельниц — не прижилось. На Британских островах он честно пытался найти хоть какого-нибудь инвестора — безрезультатно. В Японии всеми силами болел за российскую сборную по футболу...
Болельщик из Шаманова страстный. Редкое футбольное или хоккейное состязание в Ульяновске остается без его внимания. Губернатор учредил «Гонки на выживание на призы Героя России Владимира Шаманова», в которых нередко и сам принимает участие. Однажды он даже вошел в тройку лидеров и «за волю к победе» получил специальный приз — набор электроинструментов.
Судя по всему, риск у кадрового военного в крови. Ульяновские журналисты неоднократно были свидетелями визитов Шаманова в казино, число которых в Ульяновске за время его руководства достигло восемнадцати (при Горячеве не было ни одного). И это притом что за все время правления Шаманова в области не построено ни одной школы.
Зато на аппарат генерал денег не жалеет. Так, на содержание своей администрации губернатор планирует выделить 181 млн. (из почти 4 с половиной млрд.), что втрое выше затрат прежнего главы области. Вдвое по сравнению с прошлым годом выросли запросы представительства области в Москве («для более плотной работы с правительством», как выразился Шаманов). Выросли затраты на проведение праздничных мероприятий (11 млн.), «прочие» расходы (44 млн.), раздулся резервный фонд (45 млн.). В то же время совсем не предусмотрены в бюджете дотации на хлеб и транспорт, выплата детских пособий...
Во всем остальном образ жизни губернатора лишен излишеств. До сих пор он, например, ездит на служебной «Волге», а всем костюмам предпочитает скромный темно-синий пиджак с неизменной Звездой Героя.
Экономность у генерала вообще в крови. Даже на многочисленных исках, подаваемых им в суд, Владимир Шаманов традиционно пишет, что от уплаты госпошлины (10 рублей) он освобожден как Герой России.
За рассказ о сгоревшей бане — 32 тысячи
Едва придя на пост, новый губернатор тут же заявил:
— С местной прессой, скажу прямо, предстоит разобраться!
И разбирается. Сегодня главный объект нападок — еженедельник «Симбирские известия». К примеру, стоило журналисту Георгию Демочкину назвать в своей статье Шаманова «зицгубернатором Фунтом», как генерал потребовал с него 500 тысяч рублей.
Именно в такую сумму Шаманов традиционно оценивает свое доброе имя, аргументируя это тем, что в случае выигрыша каждой ульяновской семье достанется от него по одному рублю. К слову, по информации вице-губернатора Марии Большаковой, ее шеф уже выиграл в судах около 200 тысяч. Но следов ни одного осчастливленного Шамановым семейства мне в Ульяновске обнаружить не удалось.
10 января в «Симбирских известиях» появилась очередная скандальная публикация. В ней описывалось, как шамановские замы «во время новогодней пьянки» спалили губернаторскую баню. Больше всего Шаманова смутил приведенный в статье диалог его подчиненных, в котором они якобы обвиняли друг друга и самого генерала во всех смертных.
Документально доказать факт приведенного разговора журналистам не удалось, и 27 августа мировой судья одного из участков Ленинского района приговорил главного редактора газеты — 22-летнюю Юлию Шеламыдову по ст. 129/2 (клевета) к году исправительных работ и штрафу в 32 тысячи: 12 — Шаманову, по 10 — двум замам. Случай, надо сказать, беспрецедентный в судебной истории новой России.
— До этого на нас натравливали налоговую инспекцию, пожарных, анонимно угрожали физической расправой, — сказала мне осужденная.
Пытались в обладминистрации поставить под свой контроль и другую оппозиционную газету, первоначально настроенную лояльно к Шаманову, — «Симбирский курьер».
— Меня вызывал к себе Пиорунский и пытался всячески запугать. Требовал, чтобы мы перестали критиковать действия администрации, иначе у нас «будут неприятности», — вспоминает главный редактор «Курьера» Наиль Тазетдинов. — Но уголовных преследований не было, поскольку все наши материалы всегда подтверждаются документами.
В суд, однако, обращаются не только Шаманов и Ко, но и их противники. Тот же Исаак Гринберг уже выиграл у администрации 4 иска (по поводу незаконного лишения его предприятий лицензий) и сейчас собирается подавать новый. На сей раз лично на Владимира Шаманова по факту все той же клеветы. Поводом послужило письмо губернатора в московскую штаб-квартиру организации «Деловая Россия», в котором тот нелестным образом отзывается об Исааке Павловиче.
***
... Оппозиция генералу все больше набирает силу, а число сторонников губернатора, напротив, идет на убыль. Если верить опросам местных социологов, за два года губернаторства рейтинг Шаманова упал более чем вдвое — до 27 процентов. А недавно противники Шаманова направили групповое письмо президенту РФ с просьбой взять ситуацию в области под особый контроль.
|