Материал о разнообразных, подчас весьма неожиданных интересах первого заместителя директора ФСБ Юрия Заостровцева ("Новая газета", № 51), которого сейчас называют наиболее вероятным преемником его нынешнего шефа Николая Патрушева, вызвал довольно неожиданную реакцию
Напомним: в ФСБ циркулирует информация о том, что Юрий Заостровцев, который курировал таможню по линии ФСБ и сохранил массу нужных связей, обеспечивает благополучное растаможивание элитной мебели иностранного производства, поступающей в престижные магазины "Гранд" и "Три кита". Как утверждают, на балтийской и наро-фоминской таможне мебель становится значительно легче, образуя тем самым немалый денежный ресурс. Утверждают также, что Юрия Заостровцева стали разрабатывать в МВД после того, как у него возник конфликт с Владимиром Рушайло по поводу одного из весьма близких министру банков...
Другие наши источники в ФСБ все это решительно отрицают и говорят, что Юрий Заостровцев перед повышением стал жертвой политических игр.
Сразу же после публикации к нам обратились официальные и неофициальные лица, обещая по секрету поделиться некоторыми документальными подробностями мебельной истории. На следующий же день от их энтузиазма не осталось и следа. Не дождались мы и официальных ответов на наши вопросы относительно коммерческих интересов Юрия Заостровцева или соответственно тех, кому выгодно его скомпрометировать. Многое стало понятно, когда в редакцию поступил неожиданный материал о расстановке сил в Государственном таможенном комитете (ГТК).
Контроль над ГТК - это миллионы долларов. Неудивительно, что именно таможня стала полем боя между выходцами из МВД и ФСБ. И именно на этом поле выделяются интересующие нас персонажи, старые и новые, не замеченные ранее.
Так, одним из участников конфликта назван заместитель председателя ГТК Борис Гутин...
Гутин Борис Михайлович в конце восьмидесятых после удачной женитьбы на дочери премьера Николая Рыжкова по странному совпадению переведен из районного отделения милиции в центральный аппарат КГБ СССР (!) на очень перспективное направление - борьбу с контрабандой и контрразведывательное обеспечение таможни. Работал в одном подразделении с Юрием Заостровцевым. Вскоре, оставаясь сотрудником госбезопасности, переместился на руководящие посты в таможню. А в начале девяностых, как и Юрий Заостровцев, - в Тверьуниверсалбанк.
Юрий Заостровцев из коммерции через президентскую администрацию вернулся в ФСБ. Борис Гутин - в таможню, чтобы возглавить управление собственной безопасности ГТК. На этой должности он сформировал свою команду из бывших сотрудников МВД и ФСБ по принципу личной преданности.
Очевидно, здесь пути Бориса Гутина и Юрия Заостровцева разошлись. Заостровцев на банковской почве стал конфликтовать с Рушайло. А Гутин, напротив, активно работал с советником министра внутренних дел Александром Орловым, о деятельности которого мы уже сообщали ("Новая газета", № 36).
Орлов - доверенное лицо Рушайло, решал кадровые вопросы, отвечал за транспортировку наличных денег через границу и опекал целый ряд таможенных терминалов ("Евротехлайн", "Комфортторг", "ВИГ", Балашиха и др.), что, по некоторым оценкам, приносило ежемесячно до 3 млн долларов.
В начале мая прошлого года Орлова задержали на таможне, когда он вез через границу крупную сумму денег. Но никакого разбирательства не последовало. После кадровых перестановок в МВД Орлов не стал дожидаться основательного расследования, и, видимо, понимая, что его сдадут, бежал за границу вместе с семьей.
Другой хороший знакомый Бориса Гутина, судя по материалу, некто В. Корпунков, в прошлом - руководитель среднего звена ФСБ, который передал Гутину все дела и агентуру контрразведки по таможенной тематике, не так давно возглавил кадровую службу Центрального таможенного управления...
Если верить источнику, конфликт между Заостровцевым и Гутиным, чьи пути разошлись после возвращения на госслужбу, разгорелся полтора года назад как раз на почве переданных дел и агентуры ФСБ. Повод, безусловно, серьезный.
Но у нас есть более основательная версия.
Государственный таможенный комитет всегда был вотчиной ФСБ. Большинство руководителей ГТК родом с Лубянки. Таможню курировал первый заместитель председателя ФСБ Юрий Заостровцев. И если зампред ГТК Борис Гутин из-за милицейского прошлого вдруг проникся интересами руководства МВД, то есть Рушайло и Орлова, то совершенно очевидно, что в стройной музыке давно поделенных сфер влияния возник явный диссонанс.
С другой стороны, после бегства генерала Орлова, на которого в ФСБ собрали удивительно подробный материал, всерьез заняться экс-министром внутренних дел, а ныне главой Совета безопасности Владимиром Рушайло могут только в экономической контрразведке, которую курирует Юрий Заостровцев. Окунувшись в таможенные дела, ни тот ни другой, мягко говоря, не остались кристально чистыми. И теперь мы имеем "битву гигантов", один из которых (Рушайло) уже занял ведущую позицию, а другой (Заостровцев) претендует на весьма выгодное повышение.
P.S. В Следственном комитете МВД действительно ведется крупное дело относительно таможенных чудес с элитной мебелью. И по нашим данным, уже сейчас на следствие оказывают значительное давление.
Мы также надеемся получить официальные ответы от ГТК, МВД и ФСБ и по-прежнему готовы предоставить слово всем участникам конфликта.
|