30 октября должен состояться 2-й Всероссийский съезд работников рыбных хозяйств. По информации из источников в ведомстве господина Наздратенко, на съезде должен произойти "квотный переворот". То есть, по идее, объединенные силы российских рыболовов и переработчиков под мудрым руководством "рыбного Батьки" должны выступить единым фронтом против решения Минэкономразвития по продаже квот на вылов по методу свободного аукциона. Съезд обещает стать очень веселым мероприятием, поскольку поведение его вдохновителя в последнее время, мягко говоря, к этому располагает.
Идея продажи квот на аукционах родилась не от хорошей жизни. Попытки контролировать их распределение через регионы и то же Госкомрыболовство успеха не имели: коррупция в этой сфере достигла беспрецедентных масштабов. Деньги от рыбной ловли уходили куда угодно - от карманов московских чиновников до японских рыбозаводов, но только не в российский бюджет. Тогда, чтобы получить хоть какие-то средства, правительство и приняло решение продавать большую часть квот в Москве на аукционах. Наздратенко встретил это решение в штыки еще в должности приморского губернатора и, став членом правительства, своей позиции не изменил. Сегодня есть веские основания полагать, что на 2-м Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства вопрос отмены квотных аукционов будет переведен в политическую плоскость. По крайней мере зампред Координационного совета работников рыбного хозяйства России Вячеслав Зиланов уже успел заявить, что первым и важнейшим требованием рыбаков на съезде станет поднятие статуса Госкомрыболовства до уровня министерства за счет, естественно, полномочий других ведомств. То есть съезда еще нет, а политические требования уже озвучены.
Четыре года назад на первом таком съезде рыбаки так и не смогли решить ни одной серьезной проблемы. И не только потому, что первый блин комом, а еще и потому, что количество "экономистов" и "политиков" оказалось примерно равным. Сегодня вторые заметно обгоняют первых. Кроме первоочередной задачи повышения статуса батьки Наздратенко (святое дело), если верить товарищу Зиланову, рыболовными задачами "второй свежести" является вытеснение из рыболовной отрасли таких вредоносных министерств, как Минэкономики и Минфин, отмена аукционов и сосредоточение распределения всех квот… правильно, в Госкомрыболовстве. И лишь в качестве осетрины третьей свежести рыболовный координатор скороговоркой перечислил действительно насущные проблемы отрасли: финансирование строительства нового флота, кредитование рыбаков российскими банками, содержание отраслевых научных и учебных заведений. Вот только как это будет осуществляться после анафемы Минфину, Зиланов почему-то не пояснил… Впрочем, наблюдатели полагают, что главная цель съезда - официальная реанимация Наздратенко как политика и возможное создание под него общественно-политического движения, например, "Рыболовы России" (патриотические). В принципе это будет логическим завершением фронды, которую регулярно демонстрирует экс-губернатор премьеру Касьянову уже на новом посту.
Характерный пример - история с квотами для 14 мощнейших супертраулеров глубокой переработки рыбы, которые в свое время еще СССР заказал на испанских верфях. Это уникальные для России плавучие заводы, позволявшие прямо в море производить почти весь ассортимент рыбной продукции. Достроили их уже в наше время, недоплаченная сумма была зачислена в счет госдолга уже России, а вот с самим судами стали происходить странные вещи. Часть их вообще ушла неизвестно куда, а 11 траулеров при активном содействии тогда еще губернатора Наздратенко оказались в распоряжении АО "Дальморепродукт", возглавляемого доверенным лицом и приятелем приморского главы, скандально известным Юрием Диденко. Прославился сей красный директор тем, что именно на его предприятии рабочие не получали зарплаты 5 лет (абсолютный всероссийский рекорд этого века), а приморские милиционеры избивали пикетчиков из числа сотрудников ДМП, не стесняясь телекамер. По идее, эти мощные суда должны были работать на российский рынок и снять проблему нехватки рыбной продукции в рыболовной державе, а в реальности трудились на японский, отгружая им продукцию без переработки. Естественно, валютная выручка оставалась за границей, и даже арендные платежи за пользование супертраулерами Юрий Диденко не платил. В конце концов суда после ожесточенной схватки удалось у Диденко отнять. И тогда Наздратенко уже в новом качестве поступил подобно собаке на сене: он добился того, чтобы самую производительную флотилию в этом году оставили без квот, несмотря на все решения комиссий правительства РФ. Но даже такой открытый саботаж прямых указаний начальства сошел главе Госкомрыболовства с рук.
Тем временем сотрудники комитета уже заключают пари на то, какую выходку еще устроит их начальник, чтобы премьер наконец призвал его к порядку. Поводов для подобного тотализатора более чем достаточно. Евгений Иванович еще в бытность губернатором вел себя как человек абсолютно независимый не только от российских законов, но и от каких-либо этических норм. По своей воле добился отстранения от должности командующего Дальневосточным пограничным округом, который, по его мнению, неправильно демаркировал государственную границу с соседним государством, с помпой выселял из края нелюбимых им китайцев, отчего их число почему-то только увеличивалось. А уж история его борьбы с Анатолием Чубайсом, в результате которой Приморье было поставлено на край энергетического выживания, вообще заслуживает отдельной повести, которой "нет печальнее на свете".
Понятно, что господин губернатор мог позволить себе такие вольности: и он был избранным руководителем, и ситуация в стране была другая. С тех пор изменилось многое, но не его поведение. Уже став назначенным чиновником, членом правительственной команды, Наздратенко по-прежнему действует как свободный политический деятель и даже агент влияния. Вместо Чубайса нашел себе нового врага в лице Германа Грефа и критикует его с упорством, достойным куда лучшего применения. В общем, получается, что Евгений Иванович у нас самый независимый министр, который гуляет сам по себе. Зато хочет сделать так, чтобы от него зависело многое. Свои способности рыбного бунтарства он уже опробовал весной: именно после приезда Наздратенко во Владивосток и его зажигательных речей по местным радио и ТВ работники диденковского "Дальморепродукта" вышли на улицу и показали всей России, что такое голодный рыбак. Перекрывать Кутузовский проспект участникам 2-го Всероссийского съезда рыбаков необходимости не будет - шум на всю Россию обеспечат способности главы Госкомрыболовства. В правительственных кулуарах до сих пор бытует мнение, что кандидатуру Наздратенко Касьянову навязали свыше, и намекают на президента. И если это так, то Владимиру Путину лучший способ, чтобы уронить авторитет собственного правительства, трудно было придумать…
|