Акции террористов XXI века рассчитаны не столько на запугивание противника, сколько на подрыв его экономической мощи. Их точечные удары уже рушат целые отрасли. От гибели четырех американских самолетов с пассажирами 11 сентября 2001 года прямой финансовый урон авиации, туризму и страховому рынку был невелик. Но в целом эти отрасли так и не оправились от последствий атаки, а некоторые компании разорились. После взрыва на острове Бали рухнет туристическая отрасль - главная для находящейся не в лучшей форме Индонезии. Нефтяной рынок особенно чувствителен к любым происшествиям. Так что информация бывшего высокопоставленного офицера индийской разведки о том, что нападение на французский танкер "Лимбург" было организовано примкнувшими к "Аль-Каиде" товарищами Ильича Рамиреса Санчеса (известного как Карлос Шакал), заставила нефтедобытчиков, торговцев и потребителей сильно призадуматься. Речь может идти о первом "выстреле" необъявленной "танкерной войны".
Сразу после взрыва у берегов Йемена французского танкера некоторые арабские информагентства и интернет-сайты опубликовали "приветствие" теракта якобы от самого бен Ладена. А базирующееся в Лондоне Международное морское бюро, отслеживающее преступления на море, выступило с предупреждением: могут последовать новые атаки на танкеры в водах Ближнего Востока, Пакистана и Индонезии. Взрыв танкера "Лимбург" уже привел не только к скачку цен на нефть, но и к удорожанию услуг, сопутствующих ее перевозке. В России танкерами (в основном греческими и либерийскими) перевозится три пятых экспортируемой нефти (в прошлом году за рубеж было отправлено 161,5 млн тонн). А есть еще и грандиозные планы расширять морской нефтеэкспорт и даже потеснить на рынке США традиционного поставщика Саудовскую Аравию. Не станут ли эти планы мишенью для международных террористов?
В аналитическом агентстве Petroleum Argus, правда, считают, что рассматривать взрыв на "Лимбурге" как начало танкерной войны не стоит. "Сейчас обстановка более-менее спокойная. Если начнется война с Ираком, можно предположить, что будут еще теракты. Но с точки зрения террористов, взрыв танкера - достаточно бессмысленное занятие. Если только за ним не последует, например, самый большой в истории разлив нефти, особого резонанса это событие не вызовет", - успокаивает аналитик PA Сергей Лукьянов. Сторонники этой идеи уверены, что даже если теракты на танкерах продолжатся, экспортные потоки нефти все равно никто не остановит.
Ряд экспертов даже полагает, что террористы и перевозчики груза "Лимбурга" просто могли сговориться. В итоге пожар на танкере террористы приписали себе, а страховые компании и судовладельцы не должны тратиться на возмещение стоимости груза, так как его потеря попадает под определение форс-мажора.
Фрахт - это цена перевозки груза, которая включает доставку, расход топлива, износ оборудования и т.д. Сюда же закладывается и риск перевозчика, доставляющего груз в потенциально опасный регион. Так вот на рынке фрахта сейчас творится настоящий ажиотаж. По данным Petroleum Argus, за неделю после теракта стоимость перевозки нефти большими танкерами (250-300 тысяч тонн) выросла в два раза, фрахт танкерами поменьше (от 70 до 150 тысяч тонн) подорожал на 20-25%. Если в начале ноября доставка нефти из Новороссийска до порта Августа, в Италии, стоила $0,54 за баррель, то через неделю - $0,64. Экспорт из Вентспилса до немецкого Вильгельмсхафена подорожал за неделю с $0,65 до $0,84 за баррель.
Судя по всему, спокойствия в ближайшее время не предвидится, поскольку в деле об атаке на французский танкер уже всплыло имя всемирно известной террористической организации "Аль-Каида". Бывший глава антитеррористического подразделения индийской разведки Шри Раман утверждает, что соратники сидящего во французской тюрьме террориста Карлоса Шакала, оставшись без работы и хозяина, дружно записались в ряды "Аль-Каиды".
В 1994 году Карлос и Осама бен Ладен в одно и то же время проживали в столице Судана Хартуме. Трудно предположить, что два "борца за лучшее будущее человечества" могли разминуться. К тому времени на счету Карлоса уже были десятки терактов и около сотни убитых. Захват в декабре 1975-го в Вене 70 министров нефти (именно нефти!) стран ОПЕК стал одной из самых громких операций Шакала. Совершались они боевиками созданного Карлосом "объединенного фронта", объявившего войну "империализму и международному сионизму". То есть - тому же, кому и бен Ладен, - Западу. Штаб-квартира "фронта" находилась в Дамаске, тренировочные лагеря, в которых Карлос и его ближайший сподвижник Йоханесс Вайнрех по кличке Петер проводили подготовку боевиков, в Ливане и Йемене.
В начале 90-х сирийские власти попросили Карлоса, Петера и других немусульманских членов "фронта" покинуть страну. Петер перебрался в Йемен, Карлос в Судан. Там, в Хартуме, он развелся с женой-немкой Магдаленой Копп, принял ислам и женился на местной мусульманке. В августе 1994 года французская разведка, давно охотившаяся за Карлосом, выкрала его из хартумского госпиталя и переправила в Париж. Он был приговорен к пожизненному заключению.
"Фронт" был обезглавлен. Прибежищем сотен подготовленных в лагерях Санчеса террористов оказалась "Аль-Каида". С собой они принесли не только умение стрелять и взрывать, но и глубокую ненависть к захватившей "вождя революции" Франции. Поэтому, утверждает Шри Раман, именно им было поручено исполнение теракта против танкера "Лимбург", стоявшего у берегов Йемена.
"Эта версия выглядит весьма грамотной, логично выстроенной и не лишенной оснований, - сообщил "Известиям" Олег НЕЧИПОРЕНКО, бывший сотрудник СВР, ныне директор Национального антикриминального антитеррористического фонда. - У Карлоса было очень много последователей: он фактически создал террористический интернационал, который назывался "Рука мировой революции". Он объединял большое количество террористических организаций, осуществлявших теракты в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, в Латинской Америке. Туда входили и ИРА, и ЭТА, и латиноамериканские и палестинские группировки. Все они проходили обучение в тренировочных лагерях Карлоса. Кстати, он ввел в практику террористических организаций совершенно особый метод. Во Франции проводили какую-то операцию итальянские "Красные бригады", а ответственность на себя брали представители французской террористической организации "Аксьон директ". А когда спецслужбы начинали проводить расследование, у "Аксьон директ" оказывалось полное алиби. Такой же почерк виден и в теракте в Йемене: "Аль-Каида" на себя формально ответственность за взрыв танкера не взяла. Бен Ладен лишь поздравил мусульман с проведением теракта".
Как считает Олег Нечипоренко, мировоззренческий терроризм в последнее время серьезно эволюционировал. "Классический идейный терроризм все более отходит от своих старых принципов, таких, как предварительные требования, угрозы, а потом взятие на себя ответственности, - утверждает он. - Сейчас акции совершаются по большей части анонимно, что характерно для уголовной преступности. Таким образом эффективность этих акций повышается".
Сам Шакал в интервью через адвоката газете "Аль-Хайят" 12 сентября похвастался: идея использовать для терактов в Америке самолеты принадлежит именно ему, Карлосу, и озвучил он ее еще в 1991 году. Мол, бен Ладен - лишь его ученик и плагиатор.
|