Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

Если завтра танкерная война

"Акции террористов XXI века рассчитаны не столько на запугивание противника, сколько на подрыв его экономической мощи. Их точечные удары уже рушат целые отрасли. От гибели четырех американских самолетов с пассажирами 11 сентября 2001 года прямой финансовый урон авиации, туризму и страховому рынку был невелик. Но в целом эти отрасли так и не оправились от последствий атаки, а некоторые компании разорились. После взрыва на острове Бали рухнет туристическая отрасль - главная для находящейся не в лучшей форме Индонезии. Нефтяной рынок особенно чувствителен к любым происшествиям. Так что информация бывшего высокопоставленного офицера индийской разведки о том, что нападение на французский танкер "Лимбург" было организовано примкнувшими к "Аль-Каиде" товарищами Ильича Рамиреса Санчеса (известного как Карлос Шакал), заставила нефтедобытчиков, торговцев и потребителей сильно призадуматься. Речь может идти о первом "выстреле" необъявленной "танкерной войны".

Сразу после взрыва у берегов Йемена французского танкера некоторые арабские информагентства и интернет-сайты опубликовали "приветствие" теракта якобы от самого бен Ладена. А базирующееся в Лондоне Международное морское бюро, отслеживающее преступления на море, выступило с предупреждением: могут последовать новые атаки на танкеры в водах Ближнего Востока, Пакистана и Индонезии. Взрыв танкера "Лимбург" уже привел не только к скачку цен на нефть, но и к удорожанию услуг, сопутствующих ее перевозке. В России танкерами (в основном греческими и либерийскими) перевозится три пятых экспортируемой нефти (в прошлом году за рубеж было отправлено 161,5 млн тонн). А есть еще и грандиозные планы расширять морской нефтеэкспорт и даже потеснить на рынке США традиционного поставщика Саудовскую Аравию. Не станут ли эти планы мишенью для международных террористов?

В аналитическом агентстве Petroleum Argus, правда, считают, что рассматривать взрыв на "Лимбурге" как начало танкерной войны не стоит. "Сейчас обстановка более-менее спокойная. Если начнется война с Ираком, можно предположить, что будут еще теракты. Но с точки зрения террористов, взрыв танкера - достаточно бессмысленное занятие. Если только за ним не последует, например, самый большой в истории разлив нефти, особого резонанса это событие не вызовет", - успокаивает аналитик PA Сергей Лукьянов. Сторонники этой идеи уверены, что даже если теракты на танкерах продолжатся, экспортные потоки нефти все равно никто не остановит.

Ряд экспертов даже полагает, что террористы и перевозчики груза "Лимбурга" просто могли сговориться. В итоге пожар на танкере террористы приписали себе, а страховые компании и судовладельцы не должны тратиться на возмещение стоимости груза, так как его потеря попадает под определение форс-мажора.

Фрахт - это цена перевозки груза, которая включает доставку, расход топлива, износ оборудования и т.д. Сюда же закладывается и риск перевозчика, доставляющего груз в потенциально опасный регион. Так вот на рынке фрахта сейчас творится настоящий ажиотаж. По данным Petroleum Argus, за неделю после теракта стоимость перевозки нефти большими танкерами (250-300 тысяч тонн) выросла в два раза, фрахт танкерами поменьше (от 70 до 150 тысяч тонн) подорожал на 20-25%. Если в начале ноября доставка нефти из Новороссийска до порта Августа, в Италии, стоила $0,54 за баррель, то через неделю - $0,64. Экспорт из Вентспилса до немецкого Вильгельмсхафена подорожал за неделю с $0,65 до $0,84 за баррель.

Судя по всему, спокойствия в ближайшее время не предвидится, поскольку в деле об атаке на французский танкер уже всплыло имя всемирно известной террористической организации "Аль-Каида". Бывший глава антитеррористического подразделения индийской разведки Шри Раман утверждает, что соратники сидящего во французской тюрьме террориста Карлоса Шакала, оставшись без работы и хозяина, дружно записались в ряды "Аль-Каиды".

В 1994 году Карлос и Осама бен Ладен в одно и то же время проживали в столице Судана Хартуме. Трудно предположить, что два "борца за лучшее будущее человечества" могли разминуться. К тому времени на счету Карлоса уже были десятки терактов и около сотни убитых. Захват в декабре 1975-го в Вене 70 министров нефти (именно нефти!) стран ОПЕК стал одной из самых громких операций Шакала. Совершались они боевиками созданного Карлосом "объединенного фронта", объявившего войну "империализму и международному сионизму". То есть - тому же, кому и бен Ладен, - Западу. Штаб-квартира "фронта" находилась в Дамаске, тренировочные лагеря, в которых Карлос и его ближайший сподвижник Йоханесс Вайнрех по кличке Петер проводили подготовку боевиков, в Ливане и Йемене.

В начале 90-х сирийские власти попросили Карлоса, Петера и других немусульманских членов "фронта" покинуть страну. Петер перебрался в Йемен, Карлос в Судан. Там, в Хартуме, он развелся с женой-немкой Магдаленой Копп, принял ислам и женился на местной мусульманке. В августе 1994 года французская разведка, давно охотившаяся за Карлосом, выкрала его из хартумского госпиталя и переправила в Париж. Он был приговорен к пожизненному заключению.

"Фронт" был обезглавлен. Прибежищем сотен подготовленных в лагерях Санчеса террористов оказалась "Аль-Каида". С собой они принесли не только умение стрелять и взрывать, но и глубокую ненависть к захватившей "вождя революции" Франции. Поэтому, утверждает Шри Раман, именно им было поручено исполнение теракта против танкера "Лимбург", стоявшего у берегов Йемена.

"Эта версия выглядит весьма грамотной, логично выстроенной и не лишенной оснований, - сообщил "Известиям" Олег НЕЧИПОРЕНКО, бывший сотрудник СВР, ныне директор Национального антикриминального антитеррористического фонда. - У Карлоса было очень много последователей: он фактически создал террористический интернационал, который назывался "Рука мировой революции". Он объединял большое количество террористических организаций, осуществлявших теракты в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, в Латинской Америке. Туда входили и ИРА, и ЭТА, и латиноамериканские и палестинские группировки. Все они проходили обучение в тренировочных лагерях Карлоса. Кстати, он ввел в практику террористических организаций совершенно особый метод. Во Франции проводили какую-то операцию итальянские "Красные бригады", а ответственность на себя брали представители французской террористической организации "Аксьон директ". А когда спецслужбы начинали проводить расследование, у "Аксьон директ" оказывалось полное алиби. Такой же почерк виден и в теракте в Йемене: "Аль-Каида" на себя формально ответственность за взрыв танкера не взяла. Бен Ладен лишь поздравил мусульман с проведением теракта".

Как считает Олег Нечипоренко, мировоззренческий терроризм в последнее время серьезно эволюционировал. "Классический идейный терроризм все более отходит от своих старых принципов, таких, как предварительные требования, угрозы, а потом взятие на себя ответственности, - утверждает он. - Сейчас акции совершаются по большей части анонимно, что характерно для уголовной преступности. Таким образом эффективность этих акций повышается".

Сам Шакал в интервью через адвоката газете "Аль-Хайят" 12 сентября похвастался: идея использовать для терактов в Америке самолеты принадлежит именно ему, Карлосу, и озвучил он ее еще в 1991 году. Мол, бен Ладен - лишь его ученик и плагиатор."
17.10.2002

Наталья Бабасян
Известия