В середине дня понедельника суд снял арест с бюллетеней и итоговых протоколов выборов мэра Нижнего Новгорода. Горизбирком смог приступить к подведению их итогов. Впрочем, результат голосования уже известен – с перевесом в 2,5 тысячи голосов мэром должен стать ставленник Сергея Кириенко Вадим Булавинов.
Финал нижегородских выборов оказался совсем не таким, как ожидало большинство экспертов. Предполагалось, что из-за протестного голосования наибольшее число голосов по итогам второго тура получит кандидат «против всех», а это означало бы назначение повторных выборов и временного управляющего городским хозяйством. Однако Сергею Кириенко, бросившему на борьбу с действующим мэром Юрием Лебедевым все ресурсы полпредства, удалось переломить ситуацию и оттеснить кандидата «против всех» на третью позицию.
По итогам подсчета 100% бюллетеней победу на выборах одержал кандидат Кремля, на которого работало все полпредство, Вадим Булавинов, – он получил 35,57% голосов.
У Юрия Лебедева – 34,93% голосов. Против всех проголосовали 29,5% избирателей. Явка составила 35,19%. Впрочем, эти данные неофициальные – их прессе сообщил штаб Булавинова, который просуммировал результаты итоговых протоколов районных избирательных комиссий. До середины дня понедельника протоколы находились под арестом судебных приставов, и доступ к ним для официального подведения результатов выборов городской избирком получил лишь днем.
Арест протоколов – это ноу-хау, которое применил штаб Булавинова, чтобы не допустить использования Лебедевым административного ресурса при подсчете голосов в районных избирательных комиссиях.
За несколько часов до окончания процесса голосования Вадим Булавинов подал в Нижегородский районный суд заявление о «признании невозможным с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан по выборам главы Нижнего Новгорода 29 сентября». В соответствии с законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и законом «О выборах глав местного самоуправления", суд незамедлительно рассмотрел жалобу и принял единственное решение, которое он вообще мог принять в этой ситуации, – наложил арест на избирательные бюллетени и протоколы участковых и территориальных избирательных комиссий.
В результате в 22.00 29 сентября на всех избирательных участках Нижнего Новгорода подсчет голосов был проведен в присутствии судебных приставов. Они также контролировали оформление итоговых протоколов участковых и территориальных комиссий.
После этого сами бюллетени и первые экземпляры протоколов оказались под арестом, и городская избирательная комиссия лишилась возможности подвести официальные результаты второго тура.
По закону, она сможет это сделать лишь после того, как Нижегородский районный суд примет решение об отмене своего постановления об аресте избирательных бюллетеней и протоколов избирательных комиссий.
Как и ожидалось, в понедельник Булавинов отозвал свое заявление, и суд снял арест с бюллетеней и протоколов.
Но это уже технические детали. Главная цель, которую преследовали Булавинов и Кириенко, достигнута – Лебедев не смог задействовать административный ресурс и лишился возможности повлиять на подсчет голосов. В итоге он проиграл, причем с минимальным счетом – Булавинов получил 138588 голосов, а Лебедев – 136089. Разница составила 2499 голосов, притом что в выборах приняли участие почти 400 тысяч человек.
С проигрышем Лебедев не согласен и уже подал заявление в городской избирком с требованием признать результаты выборов недействительными.
Один из ключевых аргументов – в ходе процедуры ареста избирательных бюллетеней могла произойти фальсификация итогов выборов. Кроме того, на выборах были отмечены существенные нарушения. В частности, в Автозаводском и Ленинском районах были отмечены случаи подкупа избирателей, доставки избирателей к участкам на автобусах. Штаб Лебедева уже заявил, что инициатором многочисленных нарушений является ОАО «ГАЗ».
Однако добиться отмены результатов выборов Юрию Лебедеву, как бы он ни старался, не удастся.
Контролировавший работу городской избирательной комиссии и сам ход выборов член ЦИК Сергей Даниленко на состоявшейся в три часа ночи в понедельник пресс-конференции заявил, что оснований сомневаться в достоверности результатов выборов нет. И прежде всего потому, что избирательные бюллетени и протоколы никуда из помещений территориальных избиркомов не перевозились и находятся под охраной милиционеров и судебных приставов. «Суд принял такое решение как раз для того, чтобы избежать сомнений в достоверности результатов выборов», – пояснил Даниленко. По его словам, подключение суда к процедуре подсчета голосов в истории российских выборов уже случалось, но до сих пор не было случаев использования этой меры в масштабах целого города.
|