На прошлой неделе в Белоруссии активно обсуждались распространенные Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) результаты очередного национального опроса, в котором приняли участие 1,5 тыс. белорусов в возрасте от 18 лет. Сразу следует заметить, что в последнее время это учреждение привлекает к себе внимание преимущественно тем, что раз в квартал информирует общественность, что рейтинг президента страны Александра Лукашенко в очередной раз "резко упал". В последний раз, например, сообщалось, что этот показатель снизился с 46% в октябре 2001 г. до 31% в апреле 2002-го.
Обычно вокруг всех этих опросов не возникает ажиотажа. Но на фоне нынешнего кризиса в белорусско-российских отношениях опубликованные проценты приобретают особое значение. Как выясняется, к ним (и им подобным) серьезно относятся и в окружении Владимира Путина. Так, президент Фонда эффективной политики и советник российского президента Глеб Павловский недавно счел нужным заметить: "Мы все знаем, что у президента Белоруссии рейтинг падает. Это не хорошо и не плохо - это факт. Именно поэтому Россия вынуждена уточнять баланс своих отношений с Белоруссией". И Путин, как известно, совсем недавно весьма недвусмысленно уточнил этот "баланс".
К чему это привело, тоже известно. Лукашенко мгновенно сменил имидж "собирателя славянских земель" на образ защитника государственного суверенитета и национальной гордости белорусов. После чего Кремль решил резко "не выступать", очевидно, полагая, что "новый политический курс" Минска расширит электоральную базу батьки и его авторитет вырастет.
Однако, судя по опубликованным НИСЭПИ данным, пока ничего такого не происходит. Сегодня "авторитетная планка" Лукашенко упала аж до 27% (причем в Минске популярность главы государства составила всего 22,4%). Подчеркивается, что это рекордно низкая отметка за время его правления, довольны же белорусским лидером всего 13% респондентов.
На основе опроса заместитель директора НИСЭПИ Александр Соснов прогнозирует, что, если действие материально-экономических факторов (главным образом невыплаты зарплаты бюджетникам) не прекратится, рейтинг белорусского президента будет падать. По его словам, даже если исходить из темпов его "спокойного скольжения" за последнее время - по 1% в месяц, - следует ожидать, что к сентябрю 2003 г. популярность Лукашенко приблизится к 15%. А это обычно становится критическим порогом для главы любого государства. При таком повороте событий реальной проблемой для белорусского президента может стать не столько избрание на третий срок (а эту возможность он сам уже не исключает), сколько сохранение своих полномочий до конца текущего срока.
Сам Лукашенко всегда подчеркивал, что подобные данные его мало волнуют, поскольку он-де знает, каким образом они получаются. "Вы не тому заплатили деньги, кто вам делал эти социологические опросы", - заявил он недавно на своей пресс-конференции одному из западных корреспондентов, попросивших его прокомментировать кое-какие цифры социологов, касающиеся союза с Россией.
Однако, судя по последним действиям белорусского президента, в том числе и по его "хождениям в электорат", он все же насторожен "обвалом" (его собственное определение) собственного рейтинга и предпринимает шаги, чтобы не "скатываться" и дальше. Например, ровно неделю назад он провел совместное совещание с руководителями ЦК Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ) и представителями правительства. Хорошо известно, что именно в среде молодых белорусов (до 30 лет) у Лукашенко меньше всего сторонников, в том числе у таких радикальных молодежных организаций, как "Зубр" (именно "зубрята" время от времени публично рвут российскую символику и топчут портреты Путина). Президент Белоруссии призвал, в частности, к необходимости подвергнуть ревизии не только численный состав, но и направления деятельности молодежных организаций, подчеркнув при этом, что на БРСМ приходится вся молодежная политика в стране. При этом было уделено внимание и пионерам: "Они будущие члены союза молодежи, и их нельзя упустить".
Несколькими днями позже Лукашенко почтил своим присутствием съезд Федерации профсоюзов Белоруссии и в качестве подарка преподнес решение Совета министров о возвращении порядка безналичного перечисления профсоюзных взносов.
Вообще Лукашенко довольно последовательно продолжает выстраивать и укреплять "лояльную триаду" государства, основанную на трех "столпах" - "сильной государственной молодежной организации по типу комсомола", "сильных профсоюзах - опоре и поддержке власти", а также на местных советах. Кстати, в марте будущего года должны состояться выборы в местные советы, и Лукашенко делает все, чтобы они прошли "как надо". Правда, кое-кто подталкивает его к созданию "партии власти", но Александр Григорьевич относится к этой идее отрицательно, руководствуясь логикой абсолютизма: "Партия - это я".
Но не забывает в эти дни Лукашенко и о другой своей опоре - силовиках. Например, недавно он посетил 5-ю отдельную бригаду специального назначения белорусских вооруженных сил, где напомнил о том, что "забота о военнослужащих, их социальная защита возведены в ранг первостепенных государственных задач", пообещав, что такая поддержка будет оказываться и впредь. От них он, разумеется, тоже ждет поддержки. Соответствующей, в случае чего.
Насколько Лукашенко удастся поднять планку своего "социологического" авторитета (и удастся ли?), покажет время. Есть ведь еще помимо независимых и государственные социологи. Впрочем, к "объективности" и тех и других надо относиться с известной долей сомнения: одни обслуживают заинтересованных лиц на Западе (а теперь уже, видимо, и в России), другие - самого Лукашенко.
|