Если гимны сочиняют, значит, но кому-нибудь нужно? Оказалось, сегодня нужно многим. Санкт-Петербург и Ленобласть охватила настоящая творческая лихорадка. Гимны плодятся, как грибы после дождя. Они уже есть у школ и колледжей, у строительных корпорации, научно-исследовательских институтов и библиотек. Небольшие городки решили не отставать от столицы и поручили местным талантам воспеть их красоты.
Из газет мы узнаем, что теперь музыкальное "лицо" есть у Приозерска и Выборга, над его созданием бьются и другие субъекты РФ. А главное - "новые русские" неожиданно возжелали иметь гимны не только своих частных фирм, но и своих семей (наряду с "родовым древом", нарисованным по заказу).
Апофеозом этой мании стал конкурс на создание слов к музыке Глиэра, успешно использовавшейся как гимн Санкт-Петербурга. Резонные вопросы: нужны ли ни слова вообще и почему именно Глиэр выбран на столь почетную роль? Он-то писал не гимн, а балет. А потому слова к витиеватой мелодии может подобрать разве что гении.
В Мариинском дворце вздохнули спокойно. Ведь в приемной заместителя председателя ЗакСа Вадима Тюльпанова наконец-то воцарились мир и тишина. Ибо 15 сентября закончился срок подачи текстов на конкурс гимна Санкт-Петербурга. До этого кабинеты, где сидит аппарат чиновника, напоминали нечто среднее между филармонией и психбольницей. Так сильна оказалась тяга сочинителей к личному общению с народным избранником.
Раза два в неделю Тюльпанову приходилось проводить прослушивание конкурсантов. Народ без спросу заваливался в ЗакС с баянами, гитарами, скрипками. А один непризнанный гений ухитрился притащить даже контрабас. Правда, поиграть на нем не успел. Узнав, что депутат на заседании и его в ближайшие часы не будет, контрабасист разочарованно отправился восвояси.
Каждый хотел исполнить свой вариант гимна лично. Не слушая при этом доводов, что Тюльпанов - просто инициатор эпопеи. И что он не входит в жюри и не имеет решающего голоса в отборе будущего победителя. Секретарь депутата тоже пострадала - она выслушивала вокализы горожан по телефону. Мягкосердечная женщина не смогла резко "завернуть" народных талантов. Итог - мотив Глиэра может спеть наизусть, хоть подними ее среди ночи.
Постепенно конкурсанты освоились в ЗакСе и изучили расписание и привычки Тюльпанова. Узнав, что в его приемной нет магнитофона, стали приносить технику с собой. Покусились и на старый рояль, долгое время пылившийся без дела. А уж компьютер пресс-службы просто замучили. Лазерные диски с песнями вставляли в него ежечасно.
Депутат искренне старался никого не обидеть. Внимательно слушал, жал поэтам руки и многозначительно кивал: "Ваш гимн, несомненно, имеет шанс..."
Контингент радовался. Среди претендентов, кстати, подавляющее большинство - пенсионеры. Техническая и творческая интеллигенция. Так что им дорога не сама победа, а внимание к персоне.
Исключений встречалось немного. Пожалуй, самое заметное из них - 17-летняя Таня, золотая медалистка, активно рекламируемая своей мамой. В приемную они пришли всей семьей, текст Тани исполнил трогательный юный певец. Сам гимн, правда, получился у девушки слегка корявым. Как говорится, первый блин - комом.
А еще на святую святых замахнулся... "горячий финский парень". Он прислал гимн на музыку Глиэра на своем родном языке. Объяснил просто: Петербург, мол, стоит на исконно финских территориях. И если проживающие в Ленобласти финны захотят спеть гимн великого города, то пусть уж лучше сделают это легко и непринужденно. Поучаствовали в проекте и два гражданина Латвии, жители Свердловска, Нижнего Новгорода, Кировска, а также известная диссидентка Изабелла Юхневич, ныне творящая в Америке.
В приемной депутата, кстати, был замечен и питерский поэт Городницкий. Тот самый, что предлагал свой вариант текста задолго да конкурса. Окруженный свитой из поклонников, он сбацал на гитаре вирши и величаво удалился. Почтили аппарат своим присутствием и блатной певец Артем Питерский, и звезда эстрады Эдуард Хиль. Правда, Хиль ни с кем не соревновался. Он лишь хотел исполнить гимн на текст своего приятеля - Андрея Шутко.
Секретарь Тюльпанова призналась, что шустрые поэты и композиторы "под шумок" предлагали купить у них и другие песни. Мол, мы написали гимн не на музыку Глиэра, но к 300-летию он, несомненно, мог бы сгодиться. Вопросы, которые задавали конкурсанты, не отличались разнообразием: "А сколько пришло текстов?", "А сколько из них хороших?", "А можно посмотреть стихи соперников?". Последнее, естественно, не разрешали. Вдруг сплагиатят что-нибудь! Люди также интересовались: что такое строфа, сколько их должно быть в гимне и где взять клавир? И часто просили напеть музыку Глиэра. А один небогатый пенсионер потребовал прислать ему нотную партитуру, так как сам он не в состоянии заплатить за ксерокопию. Ноты были посланы, дедушка поблагодарил и вскоре принес свой текст.
В принципе, в чтении народного творчества принимали участие все работники аппарата (8 человек). Ну не могли же они заставить Вадима Тюльпанова делать это единолично! Все-таки шедевров пришло больше 250. Поначалу поток ограничивался 2 - 3 письмами в день, потом стали присылать 15 - 20. Главные образы, используемые в стихах, - Медный всадник, Нева, Адмиралтейство, ангел, белые ночи, мосты, Петр Первый, военные победы, блокада. Кое-кто был более оригинален.
Пенсионерка Саценко (видимо, большая любительница футбола) написала: "Вознесся в небо шпиль Адмиралтейства / и добрый ангел нас хранит / Дворцовую мы знаем с детства,/ болеем мы за наш "Зенит"".
Еще дальше пошел в своем тексте гражданин Лесников: "Здесь юный Пушкин покорил Лицей / уже сравнимый с гением по силе / и здесь же родина стала для царей/ и для президента нашего России". "Зачем же вы президента вписали? - удивилась "приемная комиссия". - Ведь гимн-то создается на века, а после Путина будет еще много правителей". Ответ был прост, как правда: в новом тысячелетии Путин - наш первый президент. А стало быть, его стоит увековечить.
Читая письма конкурсантов, мы искренне поражались их находчивости.
Каждый рекламировал собственное произведение и считал, что именно оно - самое достойное.
Вот Юлий Архипов из Пушкина приложил к стихам "краткую справку от автора":
"Мне кажется, что в моем варианте гимна есть все, что должно быть в таком произведении. Воспевается красота города, упоминается имя его создателя и основные символы Петербурга, звучит слово о победах города (но без акцента на победах Петра Первого), озвучено и единство наших жителей. Есть повторяющаяся в куплетах фраза "Всегда ты с нами, а мы всегда с тобой"... И окончание гимна - это торжество, расцвет, шаг в будущее". Далее автор еще вносит предложение записать эталонное исполнение Глиэра, приближающееся к "спокойному маршу".
"Я знаю, что сочинил хорошие стихи и хотя бы один из трех моих вариантов будет замечен! - считает фермер Николай. - А пишу я по любви, не корысти ради. И если мой труд будет отмечен какой-то денежной премией, она пойдет в помощь детям, зараженным СПИДом, находящимся в больнице в Металлострое".
Очень трогает и строчка неразборчиво подписавшегося гражданина Халикова: "Тут Пушкин с Бродским воспевали/ тебя - творение Петра./ И Шостакович, замерзая,/ писал симфонию для тебя..."А одна дама бальзаковского возраста прислала для Тюльпанова вместе с гимном подборку своих стихов. Особенно запомнились депутату "Ты подарил мне розы..." и про старушку в церкви.
Кстати, присылал во время конкурса не только тексты. Иногда это были гневные письма. Часть горожан воспротивилась идее создания "Гимна Великому городу". Основной аргумент, какая от этой затеи будет польза? Мол, ухлопают на конкурс кучу денег (лучше бы детским домам отдали!). А потом, глядишь, и каждый провинциальный городок захочет свой гимн иметь. Вот и будут в стране не полезной работой заниматься, а гимны писать. "Спасибо за ваше замечание, но оно, к сожалению, не совпадает с решением Законодательного собрания..." - вежливо отвечают бузотерам. Между прочим, ответы в ЗакСе обязаны написать каждому конкурсанту, так что, хоть эпопея с письмами и кончилась, теперь работникам аппарата предстоит другая кабала - написание ответов.
Впрочем, гимны в приемную пока еще идут.
Ведь по условиям конкурса к рассмотрению принимаются все заявки, штемпель которых датирован 15 сентября. А таковых (в связи с темпами работы нашей почты) в ближайшие две недели может оказаться не так уж мало.
Вадим ТЮЛЬПАНОВ:
"Иногда я и сам не рад, что затеял все это. Как-то неудобно перед людьми, осаждающими приемную... Приходится всех слушать, бросать дела. Кстати, есть среди заявок и неплохие варианты. Хотя я не представляю, как из этого моря предложений выбрать одно достойное. Лично я симпатизирую варианту гимна Глиэра на стихи Пушкина. Лучше классика ведь вряд ли кто сможет написать! И не страшно, что придется менять некоторые строфы. Если б Пушкин узнал, что его стихи станут гимном Петербурга, он был бы счастлив. Сумму вознаграждения за гимн мы назначили из максимально возможного размера, который не вызовет изжоги у депутатского корпуса. Деньги выделены из сметы Законодательного собрания. Если честно, эту эпопею стоило затевать хотя бы для того, чтоб в ЗакСе поняли, что пушкинский вариант гораздо приемлемее народного творчества".
|