Есть в Белоруссии такой интересный политик: председатель Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ) Сергей Гайдукевич. Личность во всех смыслах выдающаяся, колоритная. Любимец журналистов; ньюсмейкер, не уступающий по темпераменту и наглости Жириновскому. Уже дважды баллотировался в президенты, правда, одинаково безуспешно.
Тем не менее, как и другие лидеры оппозиции, особо большого веса на политической арене он не имеет. Но есть и особенности. Его партия - одна из крупнейших в стране, а сам он старательно держится особняком, не вступая ни в какие оппозиционные союзы и коалиции и не охотясь за грантами иностранных организаций. Более того: старательно намекает на свою идеологическую близость с Лукашенко. И при этом не мечется из стороны в сторону, а на протяжении многих лет старательно придерживается одного и того же политического курса.
Гайдукевич поддерживает активные контакты с российскими либерал-демократами и лично с Владимиром Жириновским. Кроме того, он тесно связан и с европейским Либеральным интернационалом, а также совершает регулярные вояжи в Ирак, где уже не раз встречался с самим Саддамом Хусейном и лицами из его ближайшего окружения. Но никто до сих пор и предположить не мог, что одиозного Гайдукевича Лукашенко вдруг допустит до святая святых белорусской экономики.
Речь идет, ни много ни мало, о нефтеперерабатывающем комплексе Белоруссии - одном из самых совершенных в СНГ и к тому же расположенном на стратегически важном для российских экспортеров западном направлении. Комплекс этот включает в себя нефтеперерабатывающее предприятие "Нафтан" и нефтехимические предприятия "Полимир" и "Азот", а также два объединения "Химволокно". Все это оценивается в несколько миллиардов долларов, и понятно, что до сих пор белорусские власти держали перечисленные предприятия полностью в государственной собственности. Они на сегодняшний день объединены в концерн "Белнефтехим", имеющий статус министерства. Российские инвесторы уже не первый год ходят вокруг предприятий белорусской нефтехимии, как кот вокруг сала. Однако до сих пор Александр Лукашенко, на словах соглашаясь на приватизацию и привлечение иностранного капитала, выдвигал совершенно неприемлемые условия. Во-первых, стоимость предприятий невероятным образом завышалась. Во-вторых, на инвесторов заодно "навешивалась" громоздкая социальная база - детские сады, поликлиники, дома культуры и т. д. И третье, самое главное: инвесторам предлагалось покупать акции, нарезанные "ломтиками" по 10 %, поэтапно, причем в итоге контрольный пакет все равно оставался у белорусского государства. Разумеется, на такие условия никто не шел.
И вдруг недавно произошло нечто труднообъяснимое. Как нам сообщили наши источники в высшем белорусском руководстве, сначала Сергей Гайдукевич удостоился (впервые за свою карьеру) аудиенции у Александра Лукашенко. Причем об этой встрече не сообщили даже государственные СМИ. По свидетельству очевидцев, Лукашенко и Гайдукевич на встрече обсуждали, чем может реально помочь белорусской экономике лидер ЛДПБ, и что он лично будет от этого иметь. В итоге Гайдукевичу предложили стать посредником при продаже не каких-нибудь колхозов или молокозаводов, как можно было бы ожидать, а акций предприятий белорусской нефтехимии.
Уже спустя несколько дней на имя председателя ЛДПБ пришло официальное правительственное письмо за подписью руководителя концерна "Белнефтехим" Ивана Бамбизы. В письме был список предлагаемых на продажу предприятий (это его мы приводили выше) и особый документ, наделяющий Сергея Гайдукевича так называемым правом подписи при проведении переговоров с инвесторами. Кроме того, в присланных документах было подробное описание реальной экономической ситуации на предприятиях и условия продажи акций. И эти условия продажи удивляют не меньше, чем фигура новоиспеченного продавца. Во-первых, белорусское государство теперь готово отдать в руки стратегическому инвестору контрольный пакет акций. Во-вторых, владелец контрольного пакета сможет впоследствии продавать третьим сторонам акции, первоначально оставшиеся у белорусского правительства. Это уже похлеще "Алисы в Стране Чудес"...
Итак, условия игры поменялись самым кардинальным образом. И все же наибольшее удивление вызывает выбор посредника. Во-первых: зачем, собственно, посредник? При новых условиях продажи акций любой инвестор охотно вел бы переговоры непосредственно с белорусским правительством. Во-вторых: почему именно лидер либерал-демократов, фигура, в экономическом плане совершенно нулевая? Неужели теперь к работе с российскими инвесторами подключится Владимир Жириновский? Но захочет ли иметь с ним дело тот же "Сургутнефтегаз", давно собирающийся вложить деньги в белорусскую нефтехимию? Насколько нам известно, собственных связей с российскими олигархами у Сергея Гайдукевича нет. Или речь идет об Ираке? Иракские деньги и так текут в Белоруссию рекой, но это деньги "оружейные". Другое дело - инвестиции. Вариант вполне возможный, тем более, что, по нашим источникам, из-за экономической блокады Ирака государством-посредником в такого рода сделке вполне может стать Сирия, имеющая в Белоруссии не только посольство, но и торгпредство, и военное представительство. Такого "набора", кстати, в Белоруссии не имеет ни одна другая страна мира, и это говорит о многом.
|