В середине июля половина питерских СМИ рассказала о скандале вокруг Преображенского (еврейского) кладбища. Как сообщалось, при проведении работ по расширению железнодорожной полосы Октябрьской железной дороги рабочие из Балтийской строительной компании (БСК) варварски уничтожили целый участок кладбища, разрушив около 40 могил. Действия строителей были названы вандализмом, последовали обращения с требованиями их примерного наказания. Настроения общественности были целиком на стороне работников кладбища, тем более, что вскоре после этого неизвестные хулиганы устроили погром на двух других петербургских кладбищах. Скандал с БСК вышел на уровень администрации губернатора Петербурга. Но прошло чуть больше месяца и случившееся забылось. Мы решили выяснить, что сейчас происходит вокруг кладбища.
Странные нестыковки
Напомним, как выглядела история месяц назад. "Тяжелая техника шла прямо по территории кладбища, сгребая ковшами могилы. Там были бульдозер, экскаватор и несколько "Камазов", на всех фирменные логотипы БСК - "Балтийской строительной компании".... "Многие еще не знают, что могилы их родственников пострадали. А у кого-то и живых родственников не осталось. Жуткое ЧП всячески стараются замять." "По словам раввина северо-западного отделения Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Хаима Бурштейна, строители успели уничтожить примерно около 40 могил... они не только разрушили могилы, но и вывезли большую часть обломков и останков как строительный мусор на какую-то свалку".
Казалось бы, ну что тут можно еще выяснять - к суду таких варваров на бульдозерах надо привлекать. Правда легкое сомнение все же закралось. Представить себе пьяных подростков ломающих надгробия очень легко, а вот вообразить рабочих строительной фирмы, цинично катающихся на бульдозерах по останкам - в это как-то не очень верится. Мы решили вновь поднять эту историю и выяснить, что же было на самом деле.
При тщательном изучении газетных публикаций и документов, опубликованных на интернет-сайте Иудейской общины Петербурга, поражает масса фактических неточностей в изложении происшедшего. Похоже, даже те организации, которые инициировали скандал, Иудейская община и ООО "Похоронный дом" (эта организация обязана следить за порядком на кладбище), не смогли договориться о фактическом ущербе, нанесенном строителями. "Похоронный дом" в своем письме директору БСК пишет о необходимости восстановить 29 могил и надгробий, а Иудейская община требует восстановления не менее 40 могил и надгробий. Та же ситуация и с забором который, по мнению вышеуказанных организаций, был снесен бульдозерами: "Похоронный дом" пишет о заборе на восьмом участке кладбища, а Иудейская община настаивает на "восстановлении" забора вокруг всего кладбища и т. д. Так что же на самом деле произошло на Преображенском кладбище?
Директор ООО "Похоронный Дом" Валентина Сидорова с журналистами встречаться, почему то отказалась, заявив, что свои претензии она написала в письме (о нем чуть ниже), а во встречах и разговорах смысла не видит. А вот адвокат Сергей Афанасьев, представляющий БСК, согласился на встречу без всяких дополнительных условий. Более того, он даже предложил встретиться "на месте происшествия".
Экскурсия с "вандалом" по месту преступления
На кладбище, вооружившись списком разрушенных и исчезнувших могил, мы прошли по участку, рядом с которым проводились работы. Конечно, утверждения руководителей БСК о том, что они не трогали никаких могил и надгробий, выглядят весьма спорно: некоторые ограды действительно можно было погнуть только строительной техникой. Но так же спорными оказались и утверждения о массовом вандализме. Некоторые лежащие памятники выглядели отнюдь не "выковоренными с корнем", а пришедшими в ветхость от времени.
Но больше всего нас поразил памятник Пен Т. Д. В письме-претензии "Похоронного дома" этот памятник значится разрушенным и на его восстановление необходимо 22 950 рублей. В некоторых газетах фотография именно этого памятника, пожалуй, единственного, на котором читается фамилия покойного, стала "гвоздевым" сопровождением материала. Каково же было наше удивление, когда в двух метрах от обломков памятника Пен мы увидели совершенно неповрежденный и установленный в изголовье огражденной могилы памятник Пен Тевель Давидовичу и Берте Марковне. Скорее всего, родственники погибших установили новый памятник, а обломки просто вынесли за пределы захоронений. За какое же тогда "восстановление" "Похоронный дом" требует 22 950 рублей?
Но, как оказалось, памятник Пен не единственный "спорный нюанс" в этом скандале. Нам удалось получить план захоронений Преображенского кладбища и мы сравнили его со списком-претензией. Оказалось, что большинство могил, указанных в претензиях "Похоронного дома" даже не нанесены на план, составленный в 1991 году (именно тогда "Похоронный дом" принимал дела у организации, которая следила за кладбищем до 1991 года). Но ведь Преображенское кладбище уже давно не проводит новых захоронений. Получается, что могилы могли исчезнуть до 1991 года? Развеять наши сомнения (а были ли вообще перечисленные в письме "Похоронного дома" могилы?), как уже мы писали выше, Валентина Сидорова не пожелала.
Но наибольшее удивление у нас вызвала могила, которую "Похоронный дом" обозначил под № 557-А. Это захоронение есть и на плане, но... находится эта могила (согласно плану) в самой середине кладбища. Получается, что экскаватор аккуратненько просочился к вышеуказанной могиле, разрушил ее, а потом так же тихонечко утек обратно?
- Мое мнение, весь скандал в прессе был раздут с единственной целью - обязать моего клиента восстановить запущенное кладбище, - считает Сергей Афанасьев. - Дело это благое и я более чем уверен, что руководство кампании согласилось бы на это, при других условиях. Но община и "Похоронный дом" повели себя крайне жестко, я бы даже сказал агрессивно. Взять хотя бы тот договор-оферта, который прислала Балтийской строительной компании Иудейская община. За все годы юридической практики ТАКОГО договора я еще не встречал. Это даже не договор, а какой-то ультиматум! Во-первых, община сама себя назначает генеральным заказчиком работ по восстановлению кладбища, не имея на это никаких юридических оснований. Во-вторых, она же (община) назначает БСК подрядчиком и обязывает провести огромный объем работ в течение месяца, да еще и налагает штрафы за просрочку по времени. И никого уже не волнует, что до сих пор не появился ни один родственник умершего, чья могила была разрушена. Да и сам скандал основан только на свидетельствовании работников "Похоронного дома", которые, якобы видели, как экскаваторы разрывали могилы. Эти показания не подтверждаются ни актом, составленным тем же "Похоронным домом", но в присутствии сотрудников районной администрации, ни какими-то другими документами. И я уже в который раз обращаюсь с просьбой: давайте дождемся результатов следствия, которое сейчас проводят правоохранительные органы, как раз по фактам разрушения могил.
Претензий нет, но денег дайте
Сергей Афанасьев, как любой адвокат весьма осторожен в формулировках и предоставляет собеседникам самим делать выводы из тех фактов, которые он излагает. А факты заставляют сомневаться в достоверности сведений, приведенных в многочисленных публикациях.
По попавшим к нам документам мы смогли прояснить историю взаимоотношений БСК и "Похоронного дома". К примеру, в некоторых публикациях утверждалось, что БСК и ОЖД "разрушают" кладбище аж с 2000 года, когда начались работы по расширению путей и коммуникаций на этом участке. Однако, имеется расписка госпожи Сидоровой в том, что летом прошлого года БСК безвозмездно проложила для ООО "Похоронный дом" трубы для стока воды и очистила дренажную канаву и никаких претензий к БСК "Похоронный дом" не имеет. Видимо, претензии появились позже... Есть и еще одна справка, подписанная все той же Сидоровой и свидетельствующая о том, "что дирекция кладбища не имеет претензий к ООО "Лентелефонстрой-СМУ-1" по выполнению работ по строительству телефонной канализации в зоне кладбища". А ведь именно для вышеуказанной "телефонной канализации" и прорывала БСК ту самую канаву, ставшую поводом для скандала. То есть, с одной стороны "претензий не имеем", а с другой заплатите ка нам 360 тысяч рублей? За что?
В конце концов, конфликт вылился в "разборки" на уровне Смольного. 12 июля 2002 года у вице-губернатора Анны Марковой состоялось совещание, на котором присутствовали все заинтересованные стороны. Час и 15 минут представители БСК, "Похоронного дома", Иудейской общины и административных органов обсуждали "вопросы, связанные с осуществлением захоронений на территории, прилегающей к Еврейскому кладбищу". Именно так это записано в протоколе совещания. Более того, в том же протоколе ясно указывается, что весь скандал возник из-за того, что никто так и не смог точно указать границы кладбища! Если внимательно прочитать протокол, становится ясным, что если и были разрушены какие-либо могилы, то находились они не на территории кладбища. Что конечно ни в коем случае не умаляет вины БСК, если они действительно разрушили захоронения.
В отличие от Валентины Сидоровой, председатель Иудейской общины Макс Фрейдзон от встречи не отказался. Однако и он не смог развеять наши сомнения по поводы разрушенных или не разрушенных могил.
- Я твердо уверен, что могилы и надгробия, пусть не 40, а меньше действительно были разрушены, - заявил господин Фрейдзон, - но позвольте, какая разница, сколько именно могил было разрушено? Да хоть бы и одна, но ведь это последнее пристанище наших предков! На подобное смотреть сквозь пальцы нельзя ни в коем случае! Если нагадил, то будь любезен, убери за собой!! Хочу, чтобы все, кого это касается были уверены в том, что хамское отношение к могилам безнаказанным не останется. Вы только представьте себе, что нечто подобное произошло на Западе. Да строительная фирма была бы уже завалена многомиллионными исками и просто стала бы банкротом! Поэтому, там даже подумать боятся, чтобы совершить подобное. А у нас хозяева строительных и иных кампаний позволяют себе такое, чувствуя полную безнаказанность! Вот я и хочу, чтобы они знали: за хамство в отношении мертвых придется отвечать!
Мы согласны с Максом Фрейдзоном в том, что нельзя безнаказанно "гадить" на местах захоронений. И отвечать за подобное надо адекватно! Более того, мы согласны даже с тем утверждением, что БСК отнюдь не ангельски чиста во всей этой истории (хоть они и отрицают полностью свою вину, и пока никто не смог предоставить доказательств их виновности) и действительно могла разрушить несколько могил и надгробий в связи со всегдашней российской безалаберностью и невнимательностью. Но вот чтобы заниматься вандализмом чуть ли не специально, в это не очень верится.
Мы не хотим делать никаких выводов из того, что нам удалось узнать. Вполне возможно, что у "Похоронного дома" имеется своя точка зрения и доказательства виновности БСК во всем происшедшем. Но все-таки не дает покоя одно совпадение: скандал был инициирован ООО "Похоронный дом", вернее его работниками. И именно эта организация направляет строителям предложение перечислить на их счет 362 тысячи 523 рубля...
|