...25 января 1995 года Главнокомандующий Военно-воздушными Силами РФ, генерал-полковник авиации П.Дейнекин направил вице-президенту Республики Саха (Якутия) В. Штырову заключение Главного Штаба ВВС РФ:
"Предложения французской фирмы "Томсон-ЦСФ", включающие "Проект модернизации системы УВД Республики Саха" и материалы "Система ЕВРОКАТ для Якутска", по Вашей просьбе рассмотрены...
...представленные Предложения недостаточно полно учитывают специальные требования Министерства обороны, изложенные в Федеральной программе модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на период до 2005 года, и поэтому не могут быть рекомендованы для реализации в Республике Саха (Якутия).
Одновременно сообщаю, что работы по модернизации системы УВД необходимо проводить на основании выдаваемого ее разработчику тактико-технического задания, согласованного с Военно-Воздушными Силами Российской Федерации".
О чем речь?
И что это за фирма "Томсон-ЦСФ"?
Фирма ТОМСОН-ЦСФ (THOMSON-CSF division systems defense et controle) -подразделение систем обороны и контроля.
Это крупнейшее в Европе и Азии объединение по производству электроники профессионального назначения. Действует в соответствии с интересами Франции, что подтверждается контрольным пакетом акций государства. Его торговый оборот за 1993 г. составил 67,5 млрд. франков, из которых доля экспорта составила 72%.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что это за фирма, раз она связана с обороной и контролем иностранного государства, члена НАТО.
Разумеется, российский генерал Петр Дейнекин не мог согласиться с ее проникновением во внутрь страны через Республику Саха (Якутия), поскольку, по сути, это была экспансия чужой державы.
Но почему и как наша республика оказалась втянутой в эту историю?
Ознакомившись с письмом "О системе управления воздушным движением в Республике Саха (Якутия)" председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ю.Кайдышева от 13 февраля 1996 года, мы начинаем понимать кое-что. Председатель обращается снова, как ни в чем бывало, к Главнокомандующему Военно-воздушными силами Российской Федерации генерал-полковнику авиации Дейнекину П.С., также министру транспорта Российской Федерации Цаху Н.П., Председателю Межгосударственного авиационного комитета Анодиной Т.Г.
"В Республике Саха (Якутия) с 1993 разрабатывается Программа оснащения республики современными автоматизированными системами управления воздушным движением.
В этих работах на конкурсной основе участвуют совместное Российско-Итальянское предприятие "Буран" и фирма "Томсон-ЦСФ" (Франция).
Учитывая исключительную актуальность, важность и сложность данной проблемы, а также геополитическое значение Республики Саха (Якутия) для народного хозяйства и обороноспособности Российской Федерации, Правительство Республики Саха (Якутия) считает целесообразным рассмотреть проекты, разработанные предприятием "Буран" и фирмой "Томсон-ЦСФ", Министерствами транспорта и обороны (ВВС) с привлечением ведущих специалистов по УВД в первом квартале 1996 г. и принять решение о выборе разработчика Проекта.
По ранее принятым договоренностям с Росаэронавигацией и Минобороны (ВВС), Республика Саха (Якутия) готова принять долевое участие в финансировании работ по реализации выбранного Проекта".
Но ведь еще за год с лишним до этого письма власти республики получили отказ Дейнекина. И почему наши боссы столь напористы? Что их манит? Вчитаемся в следующий документ:
"Фирма ТОМСОН-ЦСФ согласна принять схему оплат в следующем варианте:
20% от общей суммы по контракту - банковским платежом для подтверждения заказа.
Условия платежей на оставшиеся 80% будут обсуждены при подготовке подписания контракта. Представителями Правительства Республики Саха (Якутия) внесены предложения о рассмотрении бартерных вариантов, как источников частичного финансирования. Эти предложения приняты фирмой "Томсон-ЦСФ".
Обсуждалась возможность получения коммерческого кредита под гарантию Правительства Республики Саха (Якутия) по выгодным банковским ставкам. Фирма ТОМСОН-ЦСФ предоставит в лучшие сроки информацию о возможностях и условиях получения таких кредитов".
Сей документ называется: "Изучение возможностей финансирования и уточнение коммерческого предложения фирмы ТОМСОН-ЦСФ по Проекту модернизации системы УВД в Республике Саха (Якутия)". Подписан от Правительства Республики Саха (Якутия) Ивановым К.Е. и Поповым В.Е., первым заместителем Министра транспорта, а с французской стороны М.Нэттом, от фирмы ТОМСОН-ЦСФ, и Ж.И.Толо, который представлял Дирекции по программам УВД в СНГ.
Но не содержится ли вся соль данного документа, то, что интересно для подписантов с нашей стороны, вот в нижеследующем кратком предложении?
"Обсуждалась возможность получения коммерческого кредита под гарантию Правительства Республики Саха (Якутия) по выгодным банковским ставкам. Фирма ТОМСОН-ЦСФ предоставит в лучшие сроки информацию о возможностях и условиях получения таких кредитов".
Вероятно, все остальное так - словесное прикрытие? Коммерческий кредит по выгодным банковским ставкам, - не это ли манит наших чиновников? Ведь дешево. Всего за подписи под сомнительным соглашением.
В 1996 году, на самом деле, вопрос о "конкурсной основе" насчет "принятии решения о выборе разработчика Проекта", как писал Юрий Кайдышев, наших чиновников никак не мог волновать. Так что, прямо говоря, он лукавит в своем прошении. Выбор в пользу "Томсон-ЦСФ" уже был сделан якутскими властями, и именно через них французские власти продавливали осуществление своих интересов.
Ведь еще в 1995 году, с 5 по 12 февраля, во Франции по приглашению "Томсон-ЦСФ" находилась делегация Республики Саха (Якутия), которая включала в себя Иванова К.Е. - постоянного представителя республики при Президенте РФ, Попова В.Е. - первого заместителя министра информатики, связи и транспорта, Бабушкина М.А. - генерального директора ГП "Сахааэроконтроль", Зобова Н.Ф. - заместителя председателя Росаэронавигации и технических специалистов ГП "Сахааэроконтроль". Как писал К.Иванов в своем отчете: "Цель делегации заключалась в ознакомлении с работой объединения ТОМСОН-ЦСФ". История умалчивает о том, с чем же еще знакомились члены делегации. К.Иванов из этой халявной прогулки по Парижу вынес такое суждение: "Объединение ТОМСОН-ЦСФ имеет международный опыт в областях поставки систем на условия "под ключ" и является надежным поставщиком оборудования, созданного на передовых и проверенных технологиях". Лоббирование.
Эта же делегация привезла Михаилу Николаеву письмо Жака Ширака.
После, летом 1995 года, а именно 25 июля в Москве в Постоянном Представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ состоялась встреча французов со "своими деловыми партнерами". Якутскую сторону представляли - Иванов К.Е., Бредихин В.И., заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Мандельбаум Ю.В., генеральный директор АОЗТ "Саха-Аэро" и Кабашов С.А., заместитель генерального директора АОЗТ "Саха-Аэро". Федеральных чиновников пока не было. Обсуждались "аспекты проекта модернизации УВД (управления воздушным движением) Республики Саха (Якутия), разработанного фирмой "ТОМСОН-ЦСФ". Протокол Совещания подписали Иванов К.Е., Бредихин В.И. и другой заместитель Председателя Правительства Шипков Р.Ю.
Потом, через два дня, 27 июля состоялась встреча уже между представителями Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ и Генеральной Дирекции Гражданской Авиации Министерства Транспорта Франции (DGAG). Каков уровень! И вот уже министр Гражданской Авиации Франции Пьер Графф спешит с приглашением к себе Михаила Николаева, выражая надежду, что его "визит послужит дальнейшему укреплению нашего сотрудничества".
Можно подумать, что во Франции не мыслят себя без Якутии, точнее, без автора доктрины ЗОЖ (здорового образа жизни), любителя давать годам разные названия, о которых он, наверно, забывает на другой же день, как с трудом прочитает перед публикой написанный каким-нибудь тупым чиновником текст.
Протокол этот с российской стороны подписали от ДВТ РФ Г.Зайцев, от Росаэронавигации Н.Зобов. Копия была отправлена Членову В.М., министру транспорта Республики Саха (Якутия), принимавшему деятельное участие в этом деле.
Работа кипит. Но дело было столь грандиозно, что исполнялось не один год. И сколько бюджетных денег - командировочных, суточных и тому подобное - вбухали в его претворение?
Через год после этих знаменательных встреч на "высоком уровне" осенью постоянный представитель Якутии в секретариате ЮНЕСКО Томский в том взволнованном факсе, о котором мы писали в предыдущем номере, уже впрямую искушает Михаила Николаева:
"Елисейский дворец готов изучить возможность встречи Президента Якутии с Шираком при условии организации процедуры подписания договора с фирмой ТОМСОН с получением соответствующего французского кредита...
Вчера фирма ТОМСОН подписала договор с Туркменистаном на 96 миллионов долларов. Вероятность ухода французского кредита в другой регион увеличивается с каждым днем".
Время-то поджимает.
Но почему французские власти так проталкивали фирму ТОМСОН-ЦСФ, чтобы именно она стала исполнителем проекта модернизации управления воздушным движением на небе Восточной Сибири?
Разгадку можно получить из ответа Главнокомандующего Военно-воздушными Силами РФ, генерал-полковника авиации П.Дейнекина, данного им еще 25 января 1995 года и который мы цитировали в самом начале.
Речь идет о контроле над воздушным пространством всей Сибири и Азиатско-Тихоокеанского региона. Контроле, осуществляемом иностранным государством, членом НАТО.
Если имеется возможность даже в простых компьютерных программах внедрить схемы отслеживания, то что же тогда говорить о большом электронном оборудовании, напичканном различными чипами?
"Коммерческий кредит по выгодным банковским ставкам", дешевый, всего за подписи под соглашением, всего лишь за "организацию процедуры подписания договора", оказался дороже святыни? Деньги оказались дороже Родины? Возможно, по глупости, по алчности. Но разве в подобном подходе не вся суть мировоззрения беспринципных карьеристов?
И они нам вешают лапшу на уши разными стратегиями, доктринами, вроде здорового образа жизни, национального дня бега, когда для нас проблема купить хлеба да накормить детей, когда нам месяцами не платят заработной платы. Также они пугают нас возвратом коммунистов.
Примечание: Договор с фирмой "Томсон-ЦСФ" подписан в 1999 году.
|