- Борис Ефимович, в отличие от "Единой России", все лето ездившей по регионам и проводившей масштабную пиар-акцию, "Союз правых сил" ничем особенным себя не проявил. В чем причина этого летнего партийного затишья?
- Предвыборная кампания - это марафон. А марафонская дистанция отличается тем, что не важно, как ты начал бежать, важно, дошел ли ты до финиша вообще. Кроме того, у нас в отличие от "Единой России" нет таких запредельных бюджетов на то, чтобы всю страну увешать плакатами, рапортующими о взятии под партийный контроль выплату зарплат и пенсий. Весьма абсурдным выглядят претензии "Единой России", обещающей взять под свой контроль и власть, которая ее создала. Это похоже на пса, который должен охранять хозяина, но на деле хвост виляет собакой. Когда есть огромные деньги и желание их освоить, естественно, проводятся столь масштабные пиаровские кампании. Но итог этих кампаний плачевен - коммунисты, согласно последним социологическим опросам ВЦИОМа, занимают по рейтингам первое место.
- Если СПС так раздражает превышение "Единой России" всех допустимых границ партийного бюджета, то почему все ограничивается лишь словами? Ведь факты превышения законных норм может обнаружить любая налоговая проверка.
- Я не специалист по затратам на пиар-акции, но эксперты рекламного рынка утверждают, что цена этих кампаний - миллионы долларов. Однако наивно было бы думать, что партия власти может сама себя высечь.
Теперь вернусь к вашему упреку, что летом мы бездействовали. Во-первых, СПС удалось серьезно продвинуть идею единого кандидата на пост президента от демократических сил. Наша позиция - что единый кандидат должен быть выдвинут по итогам парламентских выборов, сейчас находит все больше понимания. Во-вторых, СПС активно проявляет себя на региональных выборах. Это Саратовская область, Красноярский край, Краснодар. Кроме того, у нас есть кандидат на президентские выборы в Калмыкии - Наталья Манжикова, хотя режим Кирсана Илюмжинова не допускает альтернативы. Мы уже готовимся и к выборам в Заксобрание Санкт-Петербурга. В-третьих, мы занимались, собственно, подготовкой к выборам - это и финансы, и идеология, и организационный аспект...
- Как, на ваш взгляд, сложится дальнейшая судьба российско-белорусского союза после последнего скандального визита в Кремль Александра Лукашенко?
- Сейчас все маски сброшены, и прежнего налета лицемерия в отношениях России и Белоруссии уже нет. Это главный итог летней дискуссии по поводу российско-белорусского союза. То, о чем СПС говорил семь лет, стало сегодня очевидным для Кремля. Лукашенко использовал демагогию, преследуя две цели. Первая и главная - "высосать" из России деньги. Он просто с блеском этого добивался. Вы знаете, как российские банки экспортируют золото? Только через Белоруссию. Потому что у них ниже пошлины. Огромное количество товаров перевозится в Россию только через Брестскую таможню. Потому что импортные пошлины по пятистам позициям ниже, чем в России.
Был такой советский анекдот - дайте мне метр границы, и я стану миллиардером. Лукашенко отдали всю западную границу, и он по пятистам позициям имеет пониженные пошлины. Ущерб России - сотни миллионов долларов. Газ в Белоруссии продается по внутрироссийским ценам, зачастую ниже себестоимости. Одновременно Лукашенко отбирает у нас собственность. Последний пример - он отобрал Транснефтепродукт, это мощнейшая система продуктопроводов. Лукашенко не пускает на территорию Белоруссии российские компании, просто обирает их как липку. Он добился того, что тарифы на железных дорогах Белоруссии - внутрироссийские. По моим подсчетам, около 500-600 миллионов долларов Россия вкладывает в поддержание режима в Белоруссии, который уничтожает политическую оппозицию. Пропали без вести Виктор Гончар, Анатолий Красовский, Дмитрий Завадский, Андрей Климов. Где эти люди? Вторая сила, которая двигала Лукашенко, - желание править Россией. Для большинства российских политиков это всегда было ясно. И с этим, наконец, покончено.
Хочу подчеркнуть, СПС выступает за союз России и Белоруссии. Считаю разумным предложение президента Владимира Путина о создании Союза по примеру Евросоюза - когда избирается парламент. И решения этого Союза становятся законными, если они ратифицированы парламентом. Это будет полезно и для России, и для Белоруссии. Но реальная интеграция означает для Лукашенко политическую смерть.
- В некоторых СМИ появились распечатки ваших телефонных переговоров с лидером Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолием Лебедько. Действительно ли эти разговоры имели место? Что вы собираетесь делать в связи с несанкционированным их обнародованием?
- Я подтверждаю, что действительно не так давно разговаривал с Лебедько из своего кабинета в Госдуме. Разговор, естественно, был конфиденциальный. Но он мало чем отличался от моих публичных заявлений и в отношении политики Лукашенко, и в отношении перспектив союза России и Белоруссии. Но сейчас я написал запрос генпрокурору по поводу того, что меня прослушивают. Это нарушение моих конституционных прав как гражданина и как депутата. Органы прокуратуры должны выяснить, кто именно и каким образом прослушивает, записывает телефонные разговоры лидеров думских фракций и затем торгует этими записями. Кстати, это уже пятый раз со времен моего вице-премьерства, когда мои разговоры попадают в средства массовой информации.
|