Губернаторские выборы часто напоминают бег на восемьсот метров, считающийся одной из самых трудных легкоатлетических дисциплин, - дистанция не слишком короткая, чтобы надеяться на быстрый старт, но и не слишком длинная, чтобы хоть расслабляться. С одной стороны, надо бежать быстро, а с другой - сохранить силы для финиша. На последней стометровке этой дистанции обычно происходят самые незапланированные события. Губернаторские выборы в Красноярском крае сегодня как раз вышли на эту опасную последнюю прямую.
Основные кандидаты, если судить по опросам общественного мнения, идут почти вровень друг с другом. Один из последних опросов, проведенных ВЦИОМ в конце августа по репрезентативной выборке, лишь подтвердил это - дистанция между Александром Уссом, Александром Хлопониным, Сергеем Глазьевым и Петром Пимашковым весьма невелика. Но в тоже время с середины августа проявилась одна тенденция, которая усилилась на финишной стометровке - Пимашков стал отставать от группы лидеров. Может быть не столько по цифрам, сколько по неформализуемому общему тону СМИ, настроению в обществе, поведению самого кандидата. Участие Петра Пимашкова в губернаторских выборах сразу же вызвало много вопросов. Прежде всего, зачем он ввязался в гонку за губернаторское кресло, рискуя своей карьерой мэра? Во-вторых, кто на самом деле поддерживает кандидатуру человека, который из элиты общегородского масштаба, в которую он попал только в 1996 году, собирается переместиться сразу на федеральный уровень? И в третьих, по силам ли Петру Ивановичу тот груз, который он намерен взвалить на себя?
Ответ на вопрос, кому выгоден Пимашков в кресле губернатора, не так прост. За мэром явно не просматриваются интересы промышленно-финансовых группировок российского масштаба. Пимашков-губернатор крайне выгоден местной, красноярской бюрократии, которая и продвинула его в свое время на пост мэра. Среди представителей этой бюрократии - выходцев из партийно-комсомольской номенклатуры советского периода - есть люди, которые могут проспонсировать предвыборную кампанию не хуже некоторых олигархов. Они удачно "порулили" городом и были бы не прочь "порулить" регионом, используя популярность мэра краевого центра.
На первый взгляд, в Красноярске все в порядке и Пимашкову есть, чем гордиться. Краевой центр вошел в тройку самых благоустроенных российских городов и получил звание "самого развивающегося города России". Город наградили орденом Петра Великого, а его градоначальника признали лучшим мэром страны. Только мало кто знает, что ордена Петра Великого нет в официальном реестре российских наград, а первое место среди мэров российских городов Пимашков получил от неизвестного общественного фонда "Лучшие менеджеры новой эпохи". Причем получил его примерно в тот период, когда в городе разворачивалась острая борьба за новый состав регионального парламента, а сам Пимашков тогда что примкнул к "единороссам". Трудно отделаться от мысли, что и орден, и первые места явились просто пиаровским ходом, который теперь предвыборный штаб Петра Ивановича пытается разыграть по второму кругу. Кстати, после грандиозного провала на тех выборах "единороссы" отказались от услуг красноярского мэра. Что же еще, кроме декоративных почетных титулов, мэр может предъявить избирателям?
У Пимашкова три "козырные карты". Это программа действий, названная им "Красноярский путь", договор с профсоюзами и ... фонтаны с пальмами. Мэр Красноярска постоянно твердит, что, мол, проблемы города решаются в краевых инстанциях, поскольку город не может оставаться "оазисом", изолированным от региональных проблем. А отсюда напрашивается вывод - выберите меня губернатором, и ваши проблемы будут решены. Только проблемы города сформулированы настолько глобально, что создается впечатление о необходимости не губернаторского, а скорее президентского поста для их разрешения. Вторая отличительная черта всех программ мэра - их декларативность и полное отсутствие источников средств для реализации благих намерений градоначальника. Такого же плана и соглашение "О принципах социально-экономической политики", подписанное Пимашковым с профсоюзами. Благодаря этому соглашению ему удалось добиться заявления краевого совета федерации профсоюзов Красноярского края о поддержке своей кандидатуры на губернаторских выборах. Мэр обещал профсоюзам финансирование из городского бюджета. В частности, речь идет о материальной компенсации пострадавшим от несчастных случаев на производстве, об оплате из городской казны поездок участковых врачей к больным, о предоставлении жилья ряду категорий трудящихся. Вот только ни в городском, ни в краевом бюджете этих денег нет. Зато есть долг города в 1,5 млрд. рублей, который предвещает Красноярску скорую финансовую катастрофу.
Много обещает мэр, да мало его обещаниям верится. Например, одна из идей мэра состоит в том, чтобы "убедить" финансово-промышленные группы в необходимости перераспределения прибыли в пользу трудящихся. Новая краевая власть в лице Петра Пимашкова в союзе с профсоюзами должна будет заставить работодателей добровольно принять на себя обязательства о повышении заработной платы рабочим своих предприятий. Другие пункты такого же рода - маниловщина пополам с гапоновщиной.
Говорят, что городские фонтаны, брусчатая мостовая и пальмы в кадках, пусть даже только на главной улице города - проспекте Мира - нравятся большинству красноярцев. Сам Петр Иванович утверждает, что это результат его работы с местными предпринимателями. Мол, хочешь получить "что-то" от города - сделай сначала "что-то" для города. Оставим в стороне законность такого городского рэкета со стороны мэра - это должно быть заботой городской прокуратуры. Главное в другом, почему эти "внебюджетные", как уверяет Пимашков, средства идут на показуху, а не на решение насущных городских проблем. Сейчас - это, прежде всего, подготовка к зиме. Если повторится позапрошлогодняя зима, то красноярцы имеют все шансы замерзнуть в своих квартирах. Ведь тогда температура в них опускалась до 4 градусов по Цельсию.
Но и без зимы в городе множество острейших проблем. Тысячи домов находятся в аварийном состоянии. Жителям не хватает воды, насосная станция не ремонтировалась с брежневских времен, а по улицам не пройти даже после короткого дождичка. Город заполнен стихийными мусорными свалками, а протекающая через него речка Кача давно превратилась в сточную, дурно пахнущую канаву. В Красноярске систематически задерживают заработную плату бюджетникам, не рассчитываются с энергетиками, дорожниками, транспортными предприятиями. Поэтому не на пальмовом листе поскользнулся рейтинг Петра Пимашкова, а на серьезных проблемах, которые он не смог решить в городе, и от которых надеется укрыться в губернаторском кресле. Об этом на прошлой неделе прямо напомнил мэру самый, пожалуй, знаменитый красноярец Анатолий Быков: "Сегодня городское хозяйство находится в убогом состоянии, особенно коммуникации! Все коммунальные службы работают на двойку! ... Сегодня всё устарело, все коммуникации устарели! И завтра в городе будет катастрофа, если сегодня не будем заниматься городом. Всё посгнило! Тысячи домов в городе Красноярске в аварийном состоянии. Не дай Бог ещё одну холодную зиму, как в позапрошлом году, - и весной дома будут падать, как в Ленинграде падали!"
После такой характеристики шансы Пимашкова стать губернатором равны нулю, как и шанс остаться мэром. Предвыборные баталии беспристрастно обнажили ранее тщательно скрываемую суть кандидата - трусость, двуличие, беспринципность. Весь Красноярск смеялся, к примеру, когда 22 августа Пимашков сбежал в Москву от запланированных на вечер прямых теледебатов с Александром Уссом. Пресс-служба сообщила, что мэр улетел в Кремль, в Кремле же мэр так и не появился. Отказался мэр от встречи в прямом эфире и с исполняющим обязанности губернатора Николаем Ашлаповым, на которого пытается свалить все финансовые проблемы города. Вряд ли красноярцы скоро забудут такое, трусов в Сибири не уважают.
|