В последнее время в Москве заговорили о том, что столицу ждет новая "петербургская волна". Среди возможных петербургских назначенцев на высокие посты в России называют и влиятельного депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергея Никешина.
Одна, но пламенная страсть
Первую громкую славу Сергей Никешин снискал в начале 90-х, когда возглавлял в Петербурге строительную корпорацию "Двадцатый трест". О том, что вытворяла эта компания в Петербурге, написаны десятки статей и даже книг. Так что любой желающий может почерпнуть немало интересного из жизни депутата, если заглянет в литературу, посвященную коррупции в Петербурге. Махинаций было множество, но суть их всегда сводилась к одному незатейливому сюжету - получение бюджетных денег и последующее их исчезновение.
Так было, например, со ссудами, полученными на строительство "Башни Петр Великий" (обещавшей стать первым небоскребом Петербурга). От проекта сейчас ничего не осталось кроме огороженной забором земли да пропавших двух с половиной миллиардов рублей (по тогдашнему курсу $1,2 миллиона), выделенных строителям башни из городского бюджета. Так было и с другими кредитами, полученными из городской казны. Всего же на момент банкротства "Двадцатого треста" он задолжал городу по разным оценкам от 17 до 30 миллиардов рублей.
Дело это так и зависло, а сбросивший трестовый груз Сергей Никешин в 1996 году окончательно ушел в парламентскую работу, став депутатом на постоянной основе. В 1998 году он успешно переизбрался и вскоре возглавил Бюджетно-финансовый комитет петербургского парламента. Дело "Двадцатого треста" было прекращено в прошлом году. Однако, именно со времен "Двадцатого треста" у депутата осталось неодолимое пристрастие к освоению казенных денег.
Если бюджет по зернышку клевать...
Никешинских подвигов образца середины 90-х с лихвой бы хватило для уничтожения репутации десяти депутатов. Но Сергей Никешин - образец непотопляемости. Удивительно насколько неаккуратно и с ощущением полной безнаказанности он манипулирует попавшими в руки бюджетными деньгами. Взять, например, злополучный резервный фонд депутатов ЗакСа.
Напомним, что питерские депутаты с благословения Анатолия Собчака в 1996 году получили право распределять по своему усмотрению 2 % городского бюджета (на всех). Придумали резервные фонды Сергей Никешин и нынешний глава Совета Федерации Сергей Миронов. Название этого способа распределения бюджетных денег меняется чуть ли не каждый год: резервный фонд депутатов превращался в коллективную поправку, потом в пакетную. Суть одна и та же - каждый депутат может направить деньги туда, куда он считает нужным. Сумма кажется небольшой в процентах, но очень солидна в абсолютных величинах. Посему фонды остаются, несмотря на протесты общественности и прокуратуры. Первым на защиту резервного фонда всегда встает Сергей Никешин - последнее название "пакетная поправка" придумал именно он.
То как Сергей Никешин распоряжался своей бюджетной долей, не раз вызывало удивление у наблюдателей. Едва поправка появилась, он направил 4 миллиарда рублей на "туризм работников культуры, искусства, науки, образования, средств массовой информации в Аликанте (Испания)". Поговаривали, что именно там у него была гостиница, а деятелями культуры оказались работники "Двадцатого треста".
В 1999 году в прессе с усмешкой расказывали о том, что "известный строитель" Никешин направил 1.7 млн. руб. на финансирование соревнований по бодибилдингу. Крепкого телосложения мужчина, депутат, как шутили конечно, просто обязан был позаботиться об укреплении мышц питерских культуристов. Смешно, но и грустно одновременно, поскольку Федерацию бодибилдинга в Петербурге создал сам Сергей Николаевич, и в президентах ее состоял. То есть просто положил деньги из правого кармана в левый. Как человек дейстивительно о спорте заботящийся, что-то конечно потратил, на проведение соревнований... По этому поводу тоже все посмеялись и забыли.
Вообще, после "Двадцатого треста", мелкие дела депутата похоже никто и замечать не хочет. Ну, получила фирма "Северная стрела" в 2000 году от руководства Кировского района два с половиной миллиона рублей на "выполнение работ в части обеспечения экологических и природоохранных мероприятий, по адресу Краснопутиловская улица, 65". Что здесь такого? Да ничего особенного, кроме того, что фирму эту, занимающуюся транспортными перевозками (и в частности маршрутными такси) Сергей Никешин учредил вместе со своим партнером Николаем Киселевым, а после она входила в корпорацию "Двадцатый трест". А главное, что по адресу Краснопутиловская улица 65 и находится ЗАО "Северная стрела". А еще находилось и ОАО Двадцатый трест"... Они конечно может и провели природоохранные мероприятия у себя на территории, только непонятно, почему за бюджетный счет, а не за свой?
Научный подход
Историй таких множество. Остановимся на одной, высокоинтеллектуальной. В Петербурге из городского бюджета ежегодно выделяется порядка $5 миллионов на научно-исследовательские работы. Распределяет эти деньги Комитет по экономическому развитию промышленной политике и торговле. (Прежде он именовался чуть проще Комитет экономики и промышленной политики, в свое время из него вышел в вице-премьеры России Илья Клебанов). Вокруг этого комитета регулярно разгораются скандалы, причина которых в том, что бюджетные деньги направляются не туда и не тем, и вообще непонятно на что.
Как нам рассказали источники в самом Комитете до недавнего времени львиная доля "научных" денег доставалась структурам, близким к Сергею Никешину. Причем делалось это якобы в результате личной договоренности Сергея Николаевича с губернатором Петеребурга Владимиром Яковлевым. Иначе было нельзя, поскольку вообще КЭПП, по слухам, контролировали представители "могиловской" группировки, которая, как говорят, очень плотно "оседлала" весь городской заказ.
Система распределения "научных денег" была проста. В Комитете есть соответствующий отдел, через него продвигались "архиважные" для города научные разработки, а их исполнителем назначались "нужные фирмы". По слухам, "откат" в таких сделках составлял около 30 %. В 1999-2000 годах деньги направлялись вообще без конкурсов, по решению чиновников.
Год назад такой системой раздачи заказов заинтересовалась Контрольно-счетная палата Петербурга. Результаты проверки были представлены общественности. Выяснилось, что те, кто решал вопрос освоения бюджетных денег, либо совсем расслабились от чувства безнаказанности, либо стали жертвами чересчур богатой фантазии. Изучив список научных исследований контролеры были мягко говоря в недоумении. И заявили, что ценность исследований более чем сомнительна, а в итоге заключили, что "отсутствуют какие-либо документальные данные, подтверждающие практическое применение или внедрение в системе городского хозяйства разработок, выполненных и оплаченных за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также достигнутый в результате этих разработок экономический или иной эффект"...
Список проектов под которые выделялись средства уже публиковался, но особо впечатляющие темы стоит повторить еще раз:
"Модернизация неинвазивного компьютерного биоэлектропунктурного измерителя функционального состояния организма - Изумруд"
"Разработка научно-методических основ и инвентаризация древесно-кустарниковой растительности городского парка "Сосновка".
"Технологические испытания на обогатимость волластонитовых руд и описание областей применения волластонитового концентрата".
"Научно-методические основы лечения колоректального рака".
"Исследование экономически целесообразного способа оздоровления населения на основе применения лечебной воды "Нафтуся".
"Оптимизация маршрутных перевозок маршрутными такси в Кировском районе".
"Научно-методическое обеспечение развития садоводческих и фермерских хозяйств".
"Разработка комплексной сети сбыта слабоалкогольной продукции"
Темы сами по себе отличаются изрядной бредовостью. Какое значение "Нафтуся" имеет для Петербурга если она "проистекает" под Тольятти? Почему волланистовый концентрат, производимый ООО "Транс-ресурс" на питерских предприятиях, обязательно требует исследования за бюджетный счет? О научно-методической основе инвентаризации кустов в парке "Сосновка" вообще лучше не говорить.
Ну да это еще полбеды, не меньшее удивление вызвали и те организации, которые исследовали эти "социально значимые" проблемы. Оздоравливаться водой "Нафтуся" и соответственно докладывать о результатах по заказу КЭПП должны были представители региональной организацией "Совет "Обеспечение" общероссийского совета общественных организаций инвалидов". За что им заплатили 576 тысяч рублей. Почему инвалиды, а не какой-то специализированный медицинский институт, этого никто не смог объяснить.
Еще веселее было с разработкой концепции создания мусороперерабатывающего завода, на 100 тысяч тонн. Авторы из АООТ "Механобртехника" за создание этого проекта получили по десятибальной системе нулевую оценку ... и 480 тысяч бюджетных денег. Проанализировать структуру топливно-энергетического баланса Петербурга и предложить меры по ее рационализации, почему-то поручили строительной компании "ЛенСпецСМУ".
Ну а апофеозом научной мысли стал, конечно, договор с фирмой "Петробир". Фирме этой на 935 тысяч рублей, выделенных из бюджета, предлагалось организовать "дилерскую сеть в форме франчайзинга" и создать "собственную сеть реализации слабоалкогольной продукции, включая открытие баров и кафе" под фирменной маркой "Петробир".
Каким боком слабоалкогольные напитки увязываются с наукой (может вспомнили, что сложные вопросы без поллитра не разобрать, ну так это к крепким напиткам относится), об этом знают только чиновники, да Сергей Николаевич Никешин, поскольку "Петробир" в свое время являлся 100-процентной "дочкой" его покойного "Двадцатого треста". Кстати, и маршрутные такси в Кировском районе - это в частности никешинская "Северная стрела"...
Скандал с проверкой КСП на ту пору вышел серьезный, тем более что ревизоры нарыли массу других злоупотреблений. В итоге глава Комитета Алексашин покинул свой пост.
Через некоторое время КЭПП ставший КЭРППиТом возглавил бывший глава Лицензионной палаты Сергей Ветлугин. Одновременно сменился глава Контрольно-Счетной палаты, причем молодой контролер Дмитрий Буренин оказался "еще хуже" своего предшественника Германа Шаляпина. По слухам, у Буренина сложились теплые отношения с представителями полпредства президента на Северо-Западе и он начал активно копаться в грязном белье горадминистрации. Все добытое тут же отправлялось правоохранительным органам, в результате чего в первой половине 2002 года Смольный имел четырех подследственных вице-губернаторов. Прибавилось головной боли и у Сергея Никешина.
Как сложно воровать в эпоху перемен
Не то чтобы господин Ветлугин был уникальным чиновником решившим построить работу комитета "по-честному". Он бы может и хотел, в глубине души, да кто же ему даст... По слухам, президент Нефтяного клуба Петербурга (Ветлугин создал это "некоммерческое партнерство" еще тогда, когда выдавал лицензии топливным операторам) просто близок, так скажем, к другой теневой ветви питерского бизнеса, которую все упорно связывают с Тамбовом.
В итоге его деятельности, как сообщают источники, в подведомственном Ветлугину комитете воцарился форменный хаос. Начали рушиться старые наработанные схемы. Деньги потекли мимо прежних получателей. По нашей информации, из-за давешнего скандала и начавшейся неразберихи в ведомстве, отвечающем за научные инвестиции и малый бизнес, фактически пострадали и "могильные" структуры вместе с организациями, близкими к Никешину. Именно поэтому отношения депутата и главы КЭРППиТ Сергея Ветлугина считаются натянутыми, первый начал скрытую агитацию с тем, чтобы подвинуть неугодного ему чиновника.
А тут еще и Контрольно-Счетная палата мешает жить. Во-первых, испортила жизнь со своими разоблачениями в области научных денег. Теперь эта область взята на особый контроль и получить отсюда бюджетные деньги крайне сложно. Весной с подачи КСП разгорелся "лекарственный скандал", о котором FLB уже писало. Главными пострадавшими от него оказались медицинские структуры, контролируемые Константином Яковлевым и Денисом Волчеком. Но проблемы возникли и у других фирм, пользовавшихся благорасположением Комитета по здравоохранению. В частности, у компании "Фарм-Тамда-77", которая также как и прославившиеся "Кови-Фарм", "Балтик Секьюрити Сервис", всегда получала свою долю бюджетного пирога.
Так вот финансовым директором в компании "Фарм-Тамда-77" трудился некий Равиль Камалетдинов - бывший строитель башни Петр Великий. Комментарии излишни. Понятно, что депутат Никешин невзлюбил главу КСП, а тот только усугубил дело, влезая все дальше в финансовые дела депутата.
Так, например буренинских контролеров очень заинтересовало финансирование "никешинской поправки" (читай, выделение денег из его резервного фонда) о реконструкции "хрущевок". Оказалось, у неугодных городским властям депутатов поправки не профинансированы и на 1 % (все депутаты равны перед Смольным, но финансы в свои резервные фонды без проблем получают только лояльные к губернатору), по никешинской статье финансирование почему-то выполняется в размере 1127 %! Причем, как и следовало ожидать, осваиваются эти деньги в округе самого депутата Никешина. Дополнительные средства на это, якобы отрываются от расходов на капитальный ремонт жилого фонда.
В общем, понятно, почему Сергей Никешин при появлении господина Буренина срывается на нецензурную брань, и является главным вдохновителем идеи о скорейшей смене руководства КСП. Не то чтобы, контролеры наносили большой урон никешинскому бизнесу, но ведь продохнуть не дают. Мешают "работать с бюджетом". А через этого опытного депутата и проходит утверждение главного финансового документа города, который он давно уже считает своим, личным.
P.S. Остается только добавить, что если подтвердятся слухи о переезде Сергея Никешина в Москву, то можно предположить, какие испытания ждут российский бюджет.
|