В конце минувшей недели были обнародованы итоги проверки комиссией Министерства природных ресурсов строительства горнолыжного курорта "Красная Поляна". Повышенное внимание к этой стройке вполне объяснимо: здесь любит проводить зимние каникулы президент России, и сам проект, по неофициальной информации, находится под "высочайшим покровительством" - по крайней мере моральным. Учитывая это обстоятельство, выводы, к которым пришла комиссия Минприроды, скандальны. По заключению министерства, при строительстве объекта Сочинскому национальному парку был нанесен ущерб в размере 136 миллионов рублей. При этом, по сведениям "Известий", Минприроды скорее всего просто хочет принять более активное участие в реализации привлекательного проекта.
Туристический комплекс "Красная Поляна", что в 40 километрах от Сочи, сейчас может принять не более тысячи туристов. Однако до 2010 года поселок Красная Поляна в районе Большого Сочи вполне мог бы стать крупнейшим в России центром горнолыжного туризма с прицелом на проведение самых престижных международных соревнований. По крайней мере так планировалось. 15 июня этого года премьер Михаил Касьянов провел специальное совещание, на котором представители "Газпрома", РАО "ЕЭС", Госкомспорта, Минэкономразвития, администрации Краснодарского края и города Сочи обсудили концепцию и механизмы инвестирования проекта развития этого курорта. Проще говоря, решали, кто и сколько даст на строительство курорта особого назначения.
Участники совещания решили создать рабочую комиссию из потенциальных инвесторов и представителей всех служб, привлекаемых к проекту. Согласно существующей концепции, в комплекс должны войти одиннадцать новых крупных спортивно-туристических сооружений и уже имеющийся центр туризма и отдыха Министерства обороны. Если проект будет реализован, то ежедневная пропускная способность всех спортивно-рекреационных объектов достигнет 20 тысяч человек, то есть увеличится в 20 раз. А "Красная Поляна" вполне сможет конкурировать с альпийскими горнолыжными курортами. По предварительным прикидкам, сумма инвестиций в течение семи лет может дойти до $2 миллиардов - это примерно вдвое дороже, чем строить с нуля нефтеперерабатывающий завод.
На фоне повышенного внимания правительства и администрации президента к крупнейшему инвестиционному проекту Краснодарского края итоги проверки комиссии Минприроды выглядят чуть ли не политическим вызовом.
- Комиссия выяснила, что при возведении канатно-кресельной дороги и лыжных трасс были перемещены огромные массы земли, что в будущем приведет к оползням и селям, - заявил начальник департамента Минприроды Александр Рейдлингер, возглавлявший проверку. - Строительство ведется хаотично и с многочисленными нарушениями.
Однако в Сочи не разделяют выводов представителей Минприроды.
- Горнолыжный курорт строить надо. Это очень серьезный объект, с которого можно получать очень большие деньги, - сказал "Известиям" Михаил Синицкий, генеральный директор "Горного клуба", входящего в туристический комплекс "Красная Поляна".
- Вы хотите сенсации? Ее не будет, - первый заместитель главы администрации Сочи Константин Сушенцов был категоричен. - Строительство горнолыжного курорта "Красная Поляна" будет продолжено в соответствии с планом. Да, были найдены определенные нарушения в работе компании "Альпика сервис", занимающейся строительством канатной дороги. Да, не было технического обоснования работ по перемещению грунта, не были проведены укрепительные работы, противолавинные мероприятия, - пояснил г-н Сушенцов. - Но все это рабочие моменты. Сейчас "Альпика сервис" будет согласовывать все работы с Минприроды и исправлять ситуацию. Взаимопонимание между этой компанией и Министерством природных ресурсов уже достигнуто.
По мнению Виктора Проценко, архитектора "Красной Поляны" и соавтора одного из проектов строительства горнолыжного курорта, "все возникшие проблемы вовсе не технические, а экономико-политические".
- У Минприроды, я думаю, будут претензии практически ко всем застройщикам. Например, к тем, кто прокладывает трассу газопровода - она проходит через лес. Но ведь 70 процентов всей территории Большого Сочи, а не только Красной Поляны, находится в пределах национального парка. И всем сторонам - инженерам, строителям, проектировщикам надо садиться за стол переговоров с представителями Минприроды и достигать какого-то компромисса. Понятно, что вдоль дороги все коммуникации не проведешь, поэтому надо договариваться. Работы по строительству будущего курорта должны продолжиться. А нынешнее непонятное противостояние ударило в первую очередь по жителям Красной Поляны. Пока работала комиссия, дорога на Красную Поляну была закрыта. Хотя частично это было связано с камнепадом. В результате все турагентства остались без работы, - говорит Виктор Проценко.
Обращает на себя внимание время обнародования итогов проверки Минприроды. Пока это сильно напоминает дележ шкуры неубитого медведя: ведь нет ни полного списка инвесторов, ни окончательного плана развития курорта. Не решено даже, какую дорогу строить - грунтовую или асфальтовую. Ответы на эти вопросы должны быть получены к 15 сентября - именно такой срок поставил Михаил Касьянов на прошлом совещании по Красной Поляне.
Минприроды участвовало в подготовке проекта в качестве эксперта - оценивало адекватность плана разработчиков реальным природным условиям. По сведениям источников "Известий" в министерстве, проект получился слишком дорогим и без государственной поддержки его реализовать очень сложно. Пока степень экономической заинтересованности государства в проекте до сих пор не прояснилась. Например, управляющий делами президента Владимир Кожин в одном из интервью заявил, что "проект превращения "Красной Поляны" в современный горнолыжный курорт является коммерческим и бюджетные деньги на него выделяться не будут". Но поскольку степень политической заинтересованности государства в создании горнолыжного курорта международного класса очевидна, итоги проверки Минприроды могут иметь совершенно непредсказуемые последствия. Ясно только одно: "Красную Поляну" строить не прекратят.
|