Трения администрации Нижнего Новгорода и руководства Горьковской железной дороги имеют давнюю историю. Но на прошлой неделе события получили дальнейшее развитие. Мэр заявил о намерении "обанкротить" ГЖД.
Что произошло на оперативке у мэра
А произошло следующее. Во время оперативного совещания представитель комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами сообщил, что у Горьковской железной дороги находится в аренде 5,8 гектара муниципальной земли. Арендную плату Горьковская железная дорога не платит, потому долг ГЖД за все время пользования землей составил 2,2 миллиона рублей, включая пени и штрафы. По словам докладчика, за шесть лет пользования муниципальной землей ГЖД выплатила в бюджет города всего 105 тысяч рублей.
Далее слово взял директор департамента финансов администрации Нижнего Новгорода Вячеслав Аксиньин и заявил, что ГЖД является одним из крупнейших должников городского бюджета, так как долг железнодорожников казне города составляет ни много ни мало 200 миллионов рублей, тоже при учете пеней и штрафов. После чего директор департамента финансов добавил, что городская администрация обязала ГЖД погасить свою задолженность перед бюджетом Нижнего Новгорода до 1 июля сего года.
Черту под сказанным и доложенным высокому собранию подвел мэр. Он потребовал подготовить исковое заявление в арбитражный суд с требованием начать процедуру банкротства Горьковской железной дороги, если железнодорожники не расплатятся по долгам до означенного срока - 1 июля.
Но этого мэру показалось мало, и он распорядился отправить письмо в Министерство путей сообщения, где потребовал изложить ситуацию "с платежами ГЖД в бюджет города". На сем и порешили.
Пугают или как?
В руководстве ГЖД к намерениям мэра отнеслись более чем спокойно, сказав: "Заявление руководства города о намерении обанкротить ГЖД является PR-ходом в ответ на наше законное требование принять на баланс муниципалитета наше жилье". Такой ответ был получен от Левана Тодуа, пресс-секретаря руководителя ГЖД Хасяна Зябирова на вопрос нашего корреспондента.
Заявление об ответном ходе администрации представляется обоснованным, так как недавно ГЖД обратилась в средствах массовой информации с просьбой осветить положение дел с передачей ведомственного жилья на баланс муниципалитета, надеясь ускорить решение проблемы. Ведь история с передачей социальной сферы ГЖД длится несколько лет, но до сих пор нет никаких подвижек в решении проблемы. Администрация города отнекивается, тянет время и приводит массу доводов, по причине которых хозяйство ГЖД продолжает оставаться на балансе организации, съедая, нет, буквально сжирая доходы железнодорожников. Одним из условий приема жилья, предъявляемых муниципалитетом, как раз и является уплата долгов ГЖД по налогам.
Кстати, тема долгов по налогам вызывает у руководства ГЖД лишь горькую усмешку. Разобраться, кто кому и сколько должен - ГЖД городу или город ГЖД - уже довольно долгое время почти не представляется возможным. Убытки ГЖД от содержания ведомственного жилья и социальной сферы в прошлом году составили 170 миллионов рублей, а за четыре месяца года нынешнего - уже 63 миллиона. Покрываются они из чистой прибыли Горьковской железной дороги. Той самой, с которой они должны платить налоги в городской бюджет.
Виновником создавшейся ситуации является администрация города, которая идет против указа президента о принятии ведомственного жилья на баланс муниципалитета и того его пункта, где содержится рекомендация о реструктуризации долгов железнодорожников.
Да и с суммой долгов по налогам в 200 миллионов рублей руководство ГЖД не согласно, заявляя, что у организации нет таких долгов. Если все же администрация города подаст в суд заявление с требованием начать процедуру банкротства, мотивируя это долгами организации, ГЖД готово представить все финансовые документы. По глубокой уверенности железнодорожников, стремление мэра обанкротить ГЖД продиктовано другими причинами.
Чего хочет мэр на самом деле?
Сделать банкротом такое федеральное унитарное предприятие, как ГЖД, которое во многом обеспечивает жизнедеятельность 14 субъектов Федерации, по территории которых проходит, администрации Нижнего Новгорода, конечно, не удастся. И мэр это понимает. Тем не менее слово "банкротство" прозвучало не случайно, как и упоминание о письме в Министерство путей сообщения.
Здесь идет возврат к проблеме передачи социальной сферы ГЖД городу, ставший краеугольным камнем в отношениях муниципалитета и железнодорожников. Настойчивое руководство ГЖД, допекающее мэра своими требованиями, похоже, раздражает его больше, чем долги организации, по крайней мере, так нам показалось после разговора с пресс-секретарем Хасяна Зябирова. Это видно и по его распоряжению направить письмо в Министерство путей сообщения, в котором он намерен сообщить о поведении ГЖД в ситуации с неуплатой налогов. Но снять руководителя Горьковской железной дороги Хасяна Зябирова может только премьер-министр правительства Российской Федерации, который назначает и снимает всех начальников железных дорог в стране.
Однако обращение Лебедева к правительству чревато последствиями для самого мэра, так как ему тоже придется давать объяснения по поводу затягивания процесса приема жилья.
Ответные меры? Вполне допустимы
Мэр, уходя от проблемы приема ведомственного жилья, для чего, по глубокому убеждению железнодорожников, и задумана авантюра с банкротством, может навлечь на город проблемы другого рода. Во всяком случае, ГЖД готова принять ответные меры, если иск о признании организации банкротом все-таки поступит в арбитражный суд.
Дело в том, что в составе ГЖД множество предприятий и юридических лиц, которые зарегистрированы в Нижнем Новгороде, но территориально находятся в Нижегородской области или даже за ее пределами, на территории других субъектов Федерации. Соответственно налоги они платят по месту регистрации, то есть в бюджет нашего города. Когда мэр обратится в арбитражный суд, ГЖД намерена начать процесс перерегистрации предприятий по месту их нахождения. В этом случае городская казна в виде налогов потеряет несколько миллионов рублей.
|