Продолжаем цикл публикаций о суперпроектах, которые планируется реализовать в окрестностях Петербурга в ближайшие годы. Сегодня речь о космодроме, который задумала построить Ленинградская область.
Точнее говоря, область хочет построить не космодром, а "мобильную морскую платформу для космических стартов".
Предварительное решение о реализации проекта было озвучено после прошедшего пару недель назад совещания областного губернатора Валерия Сердюкова с президентом Ракетно-космического концерна "Энергия" академиком Юрием Семеновым. Присоединившийся к ним второй академик - глава ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский - подтвердил нам намерение своего ведомства участвовать в этом проекте.
Из такого состава участников проекта, по словам видных чиновников из областного руководства, следует, что и само предложение о начале масштабной стройки поступило именно от академиков. Сами же представители областных верхов почему-то от разговоров о платформе стараются уйти.
Первый опыт строительства такого рода стартовых площадок для космических аппаратов Россия получила в 1995-1998-м годах, участвуя в реализации международного проекта "Морской старт". Финансирование осуществлялось американской компанией "Boeing", которая одновременно выступала в роли заказчика.
В результате сотрудничества была произведена стартовая платформа "Одиссей". Сама платформа изначально представляла из себя катамаран для разработки морских нефтяных месторождений, который почему-то не удалось использовать по прямому назначению. Ее-то и закупила норвежская фирма "Квернер", переправив затем для модернизации на "Выборгский судостроительный завод", принадлежавший ей в тот период.
После этого РКК "Энергия" смонтировала на платформе стартовый комплекс, подготовила оснастку для корабля управления и разгонный блок. В проекте участвовала также украинская фирма "Южмаш". Сегодня этот морской космодром дрейфует в районе экватора и эксплуатируется всеми странами-участницами этого проекта совместно.
Основной пафос заявленного областного замысла состоит в том, что планируемая площадка должна находиться исключительно в российской собственности, ибо произведена будет собственными силами. В качестве потенциального исполнителя "заказа национального уровня важности" был назван все тот же "Выборгский судостроительный завод". По официальной версии, "ВСЗ" избран потому, что является единственным в стране заводом, уже выполнявшим подобную работу.
А то, что согласование кандидатуры исполнителя, по идее являющегося самостоятельным хозяйствующим субъектом, производится на уровне губернатора Ленинградской области и двух представителей научной общественности, хозяев завода совершенно не смущает.
По словам одного из менеджеров предприятия - Натальи Марковой, "пока платформу для космических запусков никто не строит: ведь контракт еще не подписан. Но мы благодарны губернатору за то, что он предложил разработчикам услуги нашего завода".
Как откровенно, но неофициально пожаловались нам в РКК "Энергия", оригинальность процедуры определения завода, которому вроде бы поручено реализовывать амбициозный замысел, объясняется вполне банально.
Отработанного механизма здесь не существует: выбор зависит от того, кто будет осуществлять финансирование. С объемами и источниками которого в "Энергии" (во всяком случае, официально) до сих пор не определились.
Пока предлагается исходить из стоимости международного "Морского старта", которая составила примерно $ 2 млрд.
Единственным пунктом, в котором разработчики твердо уверены, является неизбежность бюджетных вливаний.
Раз так, то получается, что основную работу по финансированию плавучего космодрома должен был бы взять на себя областной Белый дом. Однако в силу скудости регионального бюджета речь, скорее, пойдет о поиске областью некоего внутрироссийского инвестора, который может выложить столь круглую сумму.
Сомневающихся бизнесменов подбадривают коммерческой перспективностью запусков с морской платформы. В пример приводится все тот же "Морской старт", основной целью организации которого, как оказывается, являлось "оказание услуг на коммерческой основе по запуску космических аппаратов с мобильной стартовой платформы". В доказательство привлекательности уже состоявшегося проекта приводится тот факт, что с "Морского старта" произведен уже девятый запуск.
Правда, даже у инициаторов появления подвижного космодрома возникают сомнения относительно сроков строительства и уж тем более - введения в эксплуатацию морской платформы. Пожалуй, это единственное, что сегодня может послужить надежной гарантией сохранности областных бюджетных средств.
ДОСЬЕ:
Проект комментирует глава ЦКБ "Рубин" Игорь СПАССКИЙ:
- Стране необходимо иметь надежную площадку для запуска спутников, поскольку перспективное информационное и техническое развитие будет осуществляться именно с их помощью. Эти спутники обладают очень большим весом, и с наших широт их запускать было бы очень сложно, а космодром в Плесецке требует для этого серьезной модернизации. "Морские старты" позволяют достаточно эффективно решить большую часть проблем, и при их изготовлении придется решать задачи только инженерного плана. К тому же запуск с экватора позволяет запустить вес в три раза больший, чем с северных широт.
Запуски такого рода выгодны тем, что позволяют разрешить экологические проблемы, а также противоречия, возникающие, например, в связи с тем, что после наших запусков с Байконура куски установок падают в Казахстане.
Сейчас события находятся на начальной стадии, а это, как известно, самый тяжелый период. На инженерной стадии будет значительно легче. Финансирование - вопрос уже второй. По всей видимости, масштаб программы потребует решения первого лица государства, коль государство приняло принципиальное решение что-то делать в этой области. Рассматривается также возможность привлечения коммерческих средств.
|